Сандро Боттичели

Статьи по культурологии » Сандро Боттичели

Страница 5

По своему замыслу "Рождение Венеры" близко "Весне", в нем трактуется предшествующее по смыслу положе­ние неоплатонического мифа: акт воплощения Humanitas Природой. Соединяясь с материей, живо­творный дух вдыхает в нее жизнь, и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенст­вования человечества, протягивает богине плащ «скромности», даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями. Кажется, подобная картина отражена в строках поэмы Полициано Стансы о турнире:

«Девушка божественной красоты

Колышется, стоя на раковине,

Влекомой к берегу сладостраст­ными Зефирами

И Небеса любуются этим [зрели­щем]».

Нежные тона рассвета используются художни­ком скорее в карнации фигур, чем в трактовке окружа­ющей их пространственной среды, они приданы также легким одеяниям, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток. Оптимизм гуманистического мифа органично сочетается здесь со светлой меланхо­лией, характерной для искусства Боттичелли. Но вслед за созданием этих картин противоречия, постепенно углубляющиеся в культуре и изобразитель­ном искусстве Ренессанса, коснулись и художника. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.

Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, "Поклонение волхвов" (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами - банкиром, близким к семье Медичи, и предна­значалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. Для многих исследователей особая привлекательность этой картины заключается в том, что здесь можно отыскать изображение целого ряда исторических лиц. Однако это качество не должно отвлекать внимание от ее замечательного композиционного построения, свиде­тельствующего о достигнутом к тому времени худож­ником высоком уровне мастерства. В целое вплетены и элементы изобразительного языка других живопис­цев, но Боттичелли придал всему неповторимый отте­нок меланхолического достоинства, который различаем тут даже в его автопортрете, и хотя в действе с извест­ными городу участниками запечатлен некий историче­ский момент, оно носит характер скорей фантастически прекрасного зрелища, свойственный впоследствии большинству произведений Сандро. "Поклонение ." напи­сано легкими, текучими линиями, в колорите его при­сутствуют золотистые отсветы наподобие ясного света солнечного заката, воссоздавая в более сложной про­странственной среде те эффекты, которые ранее использованы художником в двух его картинах на тему Истории Юдифи.

К "Поклонению волхвов", возможно, примыкает фреска с изображением Рождества Христова в люнете, нахо­дящемся теперь на внутренней части фасада церкви Санта Мария Новелла, над входным ее порталом. Пер­воначально он располагался выше, завершая заказан­ную Гаспаре Лами капеллу (или алтарь) со стороны фасада церкви. Примечательно, что в свое время этот люнет располагался по соседству с фреской Мазаччо "Троица", которая сегодня снова занимает ту же, что в XV веке, стену левого нефа.

Боттичелли был глубоко погружен как в духовную атмосферу медичейской культуры, так и в ту, которая наступила во Флоренции с приходом Савонаролы, черпая там творческое вдохновение. Какой бы из этих миров ни питал в большей степени искусство художника на протяжении его жизни, произведениям его неизменно свойственна острота экспрессии, поэ­тическая фантазия, неповторимо личная манера письма. Даже когда кажется, что Боттичелли остается в стороне от современного ему развития искусства, замыкаясь в самом себе (позднее творчество), мы не можем отказать в величии мастеру, который из шестидесяти пяти лет своей жизни полвека отдал искусству.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Поплярное на сайте:

Старый Петровский театр Мэддока 1780-1805 гг
Зрителям, заполнившим театр в день его открытия - 30 декабря 1780 года - было дано торжественное представление, включающее аллегорический пролог "Странники" и пантомимный балет "Волшебная школа". 8 октября 1805 года, в ...

Древнегреческие драматурги
Расцвет греческого театрального искусства связан с деятельностью великих драматургов, творивших в VI - V веках до новой эры - Эсхила, Софокла, Еврепида и Аристофана, замечательного камедиографа древности. ЭСХИЛ (525—456 до н. э.) В т ...

Сложный батик
Сложный батик выполняется в той же последовательности, что и простой, но перекрытие краской производится неоднократно. После первого перекрытия краске дают хорошо высохнуть, после чего в соответствии с задуманным рисунком на окрашенные ч ...