Сандро Боттичели

Статьи по культурологии » Сандро Боттичели

Страница 5

По своему замыслу "Рождение Венеры" близко "Весне", в нем трактуется предшествующее по смыслу положе­ние неоплатонического мифа: акт воплощения Humanitas Природой. Соединяясь с материей, живо­творный дух вдыхает в нее жизнь, и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенст­вования человечества, протягивает богине плащ «скромности», даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями. Кажется, подобная картина отражена в строках поэмы Полициано Стансы о турнире:

«Девушка божественной красоты

Колышется, стоя на раковине,

Влекомой к берегу сладостраст­ными Зефирами

И Небеса любуются этим [зрели­щем]».

Нежные тона рассвета используются художни­ком скорее в карнации фигур, чем в трактовке окружа­ющей их пространственной среды, они приданы также легким одеяниям, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток. Оптимизм гуманистического мифа органично сочетается здесь со светлой меланхо­лией, характерной для искусства Боттичелли. Но вслед за созданием этих картин противоречия, постепенно углубляющиеся в культуре и изобразитель­ном искусстве Ренессанса, коснулись и художника. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.

Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, "Поклонение волхвов" (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами - банкиром, близким к семье Медичи, и предна­значалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. Для многих исследователей особая привлекательность этой картины заключается в том, что здесь можно отыскать изображение целого ряда исторических лиц. Однако это качество не должно отвлекать внимание от ее замечательного композиционного построения, свиде­тельствующего о достигнутом к тому времени худож­ником высоком уровне мастерства. В целое вплетены и элементы изобразительного языка других живопис­цев, но Боттичелли придал всему неповторимый отте­нок меланхолического достоинства, который различаем тут даже в его автопортрете, и хотя в действе с извест­ными городу участниками запечатлен некий историче­ский момент, оно носит характер скорей фантастически прекрасного зрелища, свойственный впоследствии большинству произведений Сандро. "Поклонение ." напи­сано легкими, текучими линиями, в колорите его при­сутствуют золотистые отсветы наподобие ясного света солнечного заката, воссоздавая в более сложной про­странственной среде те эффекты, которые ранее использованы художником в двух его картинах на тему Истории Юдифи.

К "Поклонению волхвов", возможно, примыкает фреска с изображением Рождества Христова в люнете, нахо­дящемся теперь на внутренней части фасада церкви Санта Мария Новелла, над входным ее порталом. Пер­воначально он располагался выше, завершая заказан­ную Гаспаре Лами капеллу (или алтарь) со стороны фасада церкви. Примечательно, что в свое время этот люнет располагался по соседству с фреской Мазаччо "Троица", которая сегодня снова занимает ту же, что в XV веке, стену левого нефа.

Боттичелли был глубоко погружен как в духовную атмосферу медичейской культуры, так и в ту, которая наступила во Флоренции с приходом Савонаролы, черпая там творческое вдохновение. Какой бы из этих миров ни питал в большей степени искусство художника на протяжении его жизни, произведениям его неизменно свойственна острота экспрессии, поэ­тическая фантазия, неповторимо личная манера письма. Даже когда кажется, что Боттичелли остается в стороне от современного ему развития искусства, замыкаясь в самом себе (позднее творчество), мы не можем отказать в величии мастеру, который из шестидесяти пяти лет своей жизни полвека отдал искусству.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Поплярное на сайте:

Искусство Англии XVII—XIX вв
На сравнительно небольшой по своим масштабам выставке представлена в основном портретная и пейзажная живопись XVIII века — периода расцвета английского искусства. Произведений крупнейшего английского живописца XVIII века Джошуа Рейнолдса ...

Нижний сад
Наиболее сложную структуру имеет Нижний сад. Параллельные аллеи, пересекающиеся под прямым или острым углом, расположены относительно центральной аллеи по принципу зеркального отражения. В местах пересечения аллей оставлены круглые площад ...

Особенности амарнского периода искусства древнего Египта
Конец XVIII династии (конец XV – начало XIV в. до н. эр.) – это период, имевший исключительное значение в истории египетского искусства. Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV в ...