Женский костюм

Страница 1

Непосредственное многолетнее общение с испанцами, казалось бы, должно было привести нидерландских женщин к полному подражанию в костюме испанским образцам, как это произошло в Ита­лии. В действительности же, непри­язнь к иноземцам, иное положение женщины в обществе, обособленность жизни отдельных провинций привели к тому, что в южных Нидерландах испанские моды получили наиболее своеобразную, чем в других странах, трактовку.

Прежде всего следует отметить, что объемы женского платья в начале XVII века здесь были значительно меньше, чем в других государствах. Узкие пле­чи и рукава, тонкая талия способство­вали этому впечатлению, хотя юбку, судя по рисункам того времени, носи­ли с подложенным валиком, как во Франции.

Кроме своеобразных пропорций, фламандский женский костюм. отли­чался большим разнообразием ворот­ников и головных уборов.

Французское влияние сказывалось и в южных, и в северных провинциях уже в 10-х годах. Однако, в целом, женские платья этого периода были ближе к английским. Их отличитель­ной особенностью была форма пере­дней части лифа со шнипом (на метал­лическом каркасе), заставлявшим дер­жать корпус несколько откинутым на­зад. Сходство нидерландского и ан­глийского женского костюма было вызвано, скорее всего, влиянием ни­дерландского на английский, а не на­оборот.

В 20-х годах в женском костюме Фландрии появляется квадратное де­кольте со своеобразным стоячим воро­тником из прозрачной белой ткани с кружевом. К чисто фла­мандскому типу можно отнести и вер­хнюю распашную широкую, немного ниже колен, одежду с откидными ру­кавами и небольшим стоячим вееро­образным воротником с отделкой уз­ким кружевом по краю.

Для парадных платьев широко ис­пользовали светлую парчу с крупным цветным рисунком. Ее сочетали с тем­ным однотонным шелком или барха­том верхней распашной одежды и светлыми пышными шелковыми рука­вами. Повседневные костюмы делали из однотонных тканей, верхнее распашное платье в этом варианте было короче, с небольшими драпиров­ками по бокам, заменявшими на бед­рах валик.

Наряду с новыми живописными одеждами в южных провинциях носили еше много старых, сохранившихся с кониа XVI века.

Женский костюм городской бедно­ты и крестьянства в первой половине XVII столетия состоял из полотняной рубашки, плотного корсажа с рукава­ми (или без) и со шнуровкой спереди, двух или одной недлинных юбок, фар­тука и небольшого чепчика, плотно облегавшего голову. Волосы заплетали в косу и укладывали пучком на затыл­ке. Молодые женщины могли появ­ляться на улице и без чепчика, пожи­лые носили его всегда. Верхней женс­кой одеждой была кофточка из плот­ной ткани с довольно длинной баской, закрывавшей бедра. В основных чер­тах этот костюм сохранился до конца XVII века.

Положение женшин в северных провинциях было иным, чем в южных. Исторически сложилось так, что они пользовались большими правами, а разветвленная экономика возлагала на них много хозяйственных забот. Под воздействием этих факторов форми­ровались особенности внешнего обли­ка голландок, в костюме которых было больше национального своеобразия, чем в мужском. Он был глубже связан с традициями прошлого. Испанское и французское влияние, не миновавшее север Нидерландов во второй полови­не XVI и первых десятилетиях XVII века, на некоторое время придало праздничному буржуазному костюму определенную тяжеловесность и неук­люжесть. Жесткая горгера достигала громадных размеров и, хотя талия ос­тавалась на месте, юбку носили с вер-тюгалями. В восприятии и воспроизведении форм чужого костю­ма чувствуется провинциализм с при­сущим ему неумением создавать еди­ное художественное целое. Отсюда и распространение двойных воротников — горгеру часто носили поверх отлож­ного. Жакет с короткими рукавами из отдельных лент имел трубчатую баску, но голову покрывал скромный чепчик и плоская шляпа.

К 40-м годам многие элементы го­родского костюма, чуждые националь­ному духу, исчезают, в нем снова появ­ляется обаятельная простота.

Чепчик был обязательным допол­нением женских платьев. Классичес­кая форма голландского чепца, тесно связанная с общей композицией кос­тюма, возникла в середине XVII века. Этот характерный национальный го­ловной убор воплощал представление голландцев об аккуратности и красоте. Чепчик не только покрывал голову, но и красиво обрамлял лицо.

Костюм голланских крестьянок был очень простым. Как и в других странах Европы, он состоял из лифа-корсажа, облегающего фигуру, и юбки в сборку. Особенностью его был очень коротенький маленький жакетик с рукавами или без них, едва прикрывавший грудь.

Не следует, однако, считать, что Голландия в эпоху своего расцвета была чужда иностранным влияниям. Некоторые богатые амстердамские дамы в 30 — 60-х годах одевались по французской моде, но сочетали ее с чисто голландскими деталями, на­пример, закрывали декольте косын­ками из белой прозрачной ткани, вставками из кружев и так далее. Таким образом, кальвинистское по­нятие о нравственности и скромнос­ти брало верх над стремлением к под­ражанию.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Импрессионизм в музыке
Если обратиться к музыке, к которой с такой надеждой припадали в конце прошлого века и символисты и импрессионисты, полагавшие, что она-то и необходима ''прежде всего'', то следует заметить, что здесь зыбка грань и есть основание для сбли ...

Жизнь и творчество Юрия Иосифовича Визбора
Всякий раз, читая воспоминания о каком-нибудь известном киноактере, мы обязательно сталкиваемся с рассказом о том, как незнакомые люди узнавали нашу знаменитость на улице. Юрий Иосифович Визбор не был исключением. “Борман!” – кричали маль ...

Принципы оперной реформы
Основные положения своей оперной реформы Глюк изложил в посвящении, предпосланном партитуре оперы «Альцеста». Приведем несколько важнейших положений, наиболее ярко характеризующих музыкальную драму Глюка. В первую очередь Глюк требовал о ...