На протяжении долгой истории русские рукописные и печатные книги у владельцев книг и книжных собраний часто возникало желание обозначить на книгах своё имя. Первоначально это желание осуществлялось примитивно: на книге делались надписи о принадлежности её тому или иному лицу. Самые ранние владельческие надписи Древней Руси относятся к XIV веку.
До изобретения книгопечатания рукописные книги представляли собой огромную ценность. Поэтому на заглавном листе или на внутренней стороне переплёта делались особые надписи. Они обычно начинались со слов ex libris (из книг), а затем следовали имя и фамилия лица или название библиотеки или монастыря, которые являлись владельцем данной книги. Позднее к надписям стали добавляться изображение родового герба, портрет высокопоставленного хозяина библиотеки или различные рисунки, характеризующие некоторые стороны жизни и деятельности владельца.
Изобретение книгопечатания резко увеличило количество появляющихся книг, повысило роль обозначения их принадлежности. Тем более что они продолжали оставаться предметом роскоши, развитие книгопечатания, следовательно, повлекло за собой и развитие переплётного искусства, вызвавшего к жизни новые формы владельческих надписей. Просвещенные книголюбы стали сочетать владельческую надпись с желанием украсить книгу. Книгопечатание определило новую форму книжного знака. Он превратился в печатный или гравированный ярлык, наклеиваемый на форзац книги. На переплётах стали появляться художественные изображения родовых гербов и надписей, свидетельствовавших о принадлежности книги определённому лицу. Первые известные нам экслибрисы (так стали называться почти повсеместно эти знаки) появились в Германии: книжные знаки Бернгардта фон Рорбаха, выгравированный Бартелем Шеном в 1460 году и раскрашенный от руки гравюра неизвестного мастера для Гильдербрандта Бранденбурга (1470). Роскошное теснение на переплётах владельческие знаки называются “суперэкслибрисами” (латинское “super” – на, “ex libris” из книг). Первым известным нам суперэкслибрисом является тиснёный на переплете первопечатного “Апостола” Ивана Фёдорова государственный герб и надпись о принадлежности книги Ивану Грозному.
Искусство экслибриса в форме, приближающейся к современной, родилась в средние века, когда книга была предметом довольно редким, которая, как и всякое дорогостоящее имущество, дабы его принадлежность хозяину могла быть доказана, снабжалась указаниями владельца. Немногочисленные обладатели книг в ту пору – крупные феодалы, монастыри, богатые купцы – сперва поручали переписчикам делать письменное указание принадлежности. Позже такое указание оформлялось в виде виньетки и рисунка где-то в начале или конце книги. Затем стали делать оттиски такого знака или герба конгревом на наружной крышке переплета (суперэкслибрис) или с изобретением книгопечатания - верстали вместе с титулом, и знак принадлежности входил в общую композицию книги её составной частью. Позже появился экслибрис в таком виде, в каком он существует и по сей день: отдельный от книги ярлык с печатным изображением для наклейки на внутреннюю сторону переплёта или форзац.
Расширение книгопечатания в XVI веке подтверждает тот знаменитый факт, что в числе его активных создателей такие великие немецкие художники, как Альберхт Дюрер (которым было создано более десяти экслибрисов) и ряд его одарённых современников-графиков вводили в свои композиции сложные символы, пространные аллегории, которые, разумеется, в духе и характере эпохи, раскрывали не только иерархические, но и отличительные особенности человека, чистая геральдика перестала удовлетворять художников. Лукас Кранах старший впервые ввёл в экслибрисы символы занятий владельцев библиотеки. Прославленный мастер рокайльных композиций Буше дополнял свои изображения на книжных знаках фигурками путти, элементами пейзажа, символистическими деталями натюрморта.
В XVI веке появились экслибрисы в Швейцарии – (1502 год), Франции (1529 год), Англии (1574 год), Швеции- (1595 год), Голландии – (1597 год). Следует упомянуть об издательских марках, получивших распространение так же в XVI веке и повлиявшие на эволюцию экслибриса. Правда, в то время экслибрис значительно отличался от издательской марки: он имел геральдический вид, а марки носили сюжетно-аллегорический характер. Позднее экслибрис зачастую напоминал первые издательские марки, например: марка издательства Этьен (Париж) изображала развесистое дерево, дающее приют путнику, опирающемуся на посох. Этот сюжет повторялся в последствии во многих книжных знаках. Экслибрис изменялся в строгом соответствии с изменениями в книжном оформлении. Роскошным титулам XVI века, в котором архитектурные элементы переплетаются с орнаментом, и с изображениями животных и людей в причудливых позах, соответствовал пышный и многословный экслибрис.
Поплярное на сайте:
«Проводы покойника»
Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе — там же); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни о ...
Гжель
Самый известный крупный народный художественный керамический промысел – подмосковная гжель. Этот район из 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами ...
Неповторимый Эльдар Рязанов
Родился 18 ноября 1927 года в Самаре.
Эльдар Рязанов с детства любил читать, собирался стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки он даже отправил письмо - заявление в Одесское мореходное училище. Но шла война, и ...
Навигация