Речитатив Глюка

Драматическая выразительность речитативов Глюка — большое достижение в области оперного искусства. Если во многих ариях выражено одно состояние, то в речитативе обычно передается динамика чувств, переходы из одного состояния в другое. В этом отношении примечателен монолог Альцесты в третьем действии оперы (у врат Аида), где Альцеста стремится уйти в мир теней, чтобы дать жизнь Адмету, но не может на это решиться; борьба противоречивых чувств с большой силой передана в этой сцене. Оркестр также обладает достаточно выразительной функцией, активно участвуя в создании общего настроения. Подобного рода речитативные сцены имеются и в других реформаторских операх Глюка2.

Большое место в операх Глюка занимают хоры, органически включающиеся вместе с ариями и речитативами в драматургическую ткань оперы. Речитативы, арии и хоры в своей совокупности образуют большую, монументальную оперную композицию.

Музыкальное влияние Глюка распространилось и на Вену, где он мирно закончил свои дни. К концу XVIII века в Вене сложилось удивительное духовное сообщество музыкантов, получившее впоследствии название «венской классической школы». К ней обычно причисляют трех великих мастеров: Гайдна, Моцарта и Бетховена. Глюк по стилю и направленности своего творчества вроде бы тоже примыкает сюда. Но если Гайдна, самого старшего из классической триады, ласково именовали «папой Гайдном», то Глюк вообще относился к другому поколению: он был на 42 года старше Моцарта и на 56 — Бетховена! Поэтому он стоял несколько особняком. Остальные же находились либо в дружеских отношениях (Гайдн и Моцарт), либо в учительско-ученических (Гайдн и Бетховен). Классицизм венских композиторов не имел ничего общего с чинным придворным искусством. Это был классицизм, проникнутый и вольнодумством, доходящим до богоборчества, и самоиронией, и духом терпимости. Едва ли не главные свойства их музыки — бодрость и веселость, основанные на вере в конечное торжество добра. Бог никуда не уходит из этой музыки, но центром ее становится человек. Излюбленными жанрами делаются опера и родственно близкая к ней симфония, где главная тема — человеческие судьбы и чувства. Симметрия идеально выверенных музыкальных форм, ясность регулярного ритма, яркость неповторимых мелодий и тем — все нацелено на восприятие слушателя, все учитывает его психологию. А как же иначе, если в любом трактате о музыке можно найти слова о том, что основная цель этого искусства — выражать чувства и доставлять людям удовольствие? Между тем, совсем недавно, в эпоху Баха, считалось, что музыка должна прежде всего вселять в человека благоговение перед Богом. Венские классики вознесли на небывалую высоту чисто инструментальную музыку, которая раньше считалась второстепенной по отношению к церковной и сценической.

Поплярное на сайте:

Юность. Годы учения
Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. После завершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца провинциального финансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования. Поль начал ходи ...

Студийные эксперименты: от «системы» Станиславского к методу Чехова
К самостоятельным опытам по технике актера Чехов пришел в период кризиса, когда он открыл студию у себя дома в Москве. Чеховская студия просуществовала с 1918 по 1922гг. Это была первая из многих студий актера. За границей Чехов организов ...

Театр Эллинистической эпохи
В эпоху эллионизма (III - I вв. до н.э.) театр стал одним из проводников греческой культуры на Востоке. Театры строились не только во вновь возникших крупных торговых центрах, но и в мелких городах. В Александрии - столице царства Птолем ...