Сандро Боттичели

Статьи по культурологии » Сандро Боттичели

Страница 1

Боттичелли был превосходным мастером рисунка, составляющего основу флорентийской живописи кватроченто. Имя его вписано в плодотворный и заме­чательный период развития искусства Тосканы - вто­рую половину XV века. Личность Сандро было бы трудно рассматривать вне связи с окружением его покровителей Медичи, которое обычно представля­ют ясным, беззаботным (напомним строку карнаваль­ной песни Лоренцо Великолепного: «счастья хочешь - счастлив будь»), блестяще остроумным, культурным, экономически процветающим. Но в действительно­сти искусство мастера отражает атмосферу тревоги и неустойчивости, в которой жил его город. Возможно, самый «флорентийский» из художников, Сандро Бот­тичелли лучше всех других передал противоречия своего века с его исключительными достижениями в области культуры и политики и вместе с тем резки­ми социальными и историческими потрясениями.

Около 1464 года Алессандро поступил в мастерскую Фра Филиппе Линпи, которую покинул в 1467 году в возрасте двадцати двух лет.

Первой его работой могли быть фрески, выполнен­ные этим монахом-кармелитом вместе с учениками в соборе в Прато. Однако можно заключить, что уже в 1469 году Боттичелли - самостоятельный художник, ибо в кадастре того же года Мариано заявил, что сын его работает дома. Деятельность четырех сыновей (старший из них, Джованни, стал маклером и выпол­нял роль финансового посредника при правительстве, а его прозвище «Botticella» перешло к более знамени­тому брату) принесла семье Филипепи значительные доходы и положение в обществе. Филипепи владели домами, землей, виноградниками и лавками. Девятого октября 1469 года в Сполето умер Фра Филиппе; уже в следующем году Сандро открыл собственную мастер­скую и где-то между 18 июля и 8 августа 1470 года закончил произведение, принесшее ему широкое общественное признание. Картина с изображением аллегории Силы предназначалась для Торгового суда -одного из важнейших городских учреждений, зани­мавшегося рассмотрением правонарушений экономи­ческого характера. Тот факт, что изображение других семи Добродетелей было заказано в 1469 году автори­тетному тогда художнику Пьеро Поллайоло, свиде­тельствует, что и Боттичелли в то время также был известен во флорентийской художественной среде.

В 1472 году он записался в Гильдию Святого Луки (объединение художников), куда вступил и пятнадца­тилетний Филиппино Липпи, сын его учителя, друг и коллега. Заказы Боттичелли получал главным обра­зом во Флоренции; одна из самых замечательных сто картин Святой Себастьян (хранится в Берлине) выпол­нена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. В том же 1474 году, когда было завершено это произведение, художника пригласили работать в другой город. Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ Смерть Марии, который не был закончен Боттичелли, так же как не были выполнены им и сами фрески. Именно в этот период установился тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи, признан­ными правителями Флоренции. Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамя для знамени­того турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче. Джу­лиано был убит в 1478 году во время заговора семьи Пацци против Медичи, направляемого папой Сикстом IV. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Связь Сандро с домом Медичи укреплялась; начинался самый плодотворный период творчества художника, принес­ший ему величайшую известность. Судя по количеству его учеников и помощников, зарегистрированных в кадастре, в 1480 году мастерская Боттичелли пользо­валась широким признанием.

Благодаря политике Лоренцо Медичи, стремивше­гося к примирению с папой и расширению культур­ных связей Флоренции, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены Сикстинской капеллы. Можно предположить, что из Рима мастер уехал в конце февраля 1482 года, поскольку контракт на выполненные фрески был оформлен семнадцатого числа этого месяца, а двадца­того скончался во Флоренции отец Сандро.

Страницы: 1 2 3 4 5

Поплярное на сайте:

Музыка древнего мира
Нам трудно представить себе музыку первобытных; людей. Ведь тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни их музыку. Самое общее представление об этой музыки мы можем получить частью по сохранившимся ...

Семья. Истоки
Сезанны вышли из небольшого городка Чезены (Cezana), ныне относящегося к западному Пьемонту, и поэтому до последнего времени считалось, что они были чисто итальянского происхождения. Однако в 17 столетии, насколько можно судить по именам, ...

Роль осозноваемых и неосозноваемых мотивов творчества
Явно или неявно, но все формы творческой активности художника, в конечном счете, подчинены целям одного типа — созданию произведения искусства, предвосхищению возможных действий, которые призваны привести к этому результату. Мотивация дея ...