«Орестея»

Страница 3

Завещаю впредь тебе

Правды чтить алтарь святой.

Пусть корысть

Не соблазнит тебя пядью безбожною

Дерзко топтать его: Кара

Станет за спиной, как тень. (537 –542)

Разумеется, мы тут же вспоминаем размышления хора в «Агамемноне» о безнадежном положении человека, дерзостно попирающего алтарь справедливости, - мысли древних богинь и аргосских старцев совпадают, придавая всей трилогии единство нравственной установки. Еще важнее, что Эринии столь высоко ставят авторитет Справедливости и что Эсхил поручает им защиту Справедливости и наказание отступников от ее заветов.

Финал «Орестеи» знаменует утверждение такого порядка вещей, при котором нет победителей и побежденных, - торжествует не одна из борющихся сторон, а высшее единство, объединяющее ранее враждовавшие между собой начала. Эринии преодолевают свой яростный гнев и заклинают ярость убийственных междоусобиц, разрушающих государство. В конечном итоге торжествует не индивидуальная воля божества, а объективная закономерность справедливости, носителем и стражем которой призваны быть боги.

Страницы: 1 2 3 

Поплярное на сайте:

Исповедальная трилогия Руссо
Не опубликованную при его жизни “Исповедь” (1766) Руссо оставил в трех рукописях. Первый текст, неполный, храниться в библиотеке швейцарского города Невшатель. Второй текст, полный, находиться в библиотеке французского парламента, и его у ...

Влияние древнеримского искусства на европейское
Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание к нему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима многое поколения находили нечто соз ...

Ограниченность оперной драматургии Глюка
Однако несмотря на трактовку античных сюжетов в духе передовых идеалов своего времени, необходимо указать и на исторически обусловленную ограниченность оперной драматургии Глюка. Она определяется теми же античными сюжетами. Герои онер Глю ...