Образ женщины в творчестве Г. Климта

Статьи по культурологии » Образ женщины в творчестве Г. Климта

Страница 1

Климт пишет на рубеже веков. В искусстве того времени происходят значительные изменения: появляется стиль модерн. Он стремительно завоевывает все виды искусства, в том числе и живопись.

Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не только новые формы, но и содержание. Появляется новый взгляд на мир, окружающую действительность и на личность. Своеобразное преломление образа женщины двадцатого столетия нашло отражение в творчестве Климта. Художник пытается не только изобразить современную женщину, но и найти свой идеал. Отсюда возникает серия блистательных портретов, образ "роковой женщины", постоянная смена стиля и поиск чего-то нового. Одна из ранних работ мастера Любовь(1895). Черты девушки и ее возлюбленного размыты. На лице - экстаз. Но на втором плане парят зловещие тени - образы смерти, старости, детства и сладострастия. Это разрушает кажущуюся близость возлюбленных, что подчеркивается контрастностью одежды; то есть с самого начала ставиться попытка осознать роль и совместимость женского и мужского начала в этом мире.

В это время Климт пишет и портреты. Портрет Сони Книпс(1898), который кажется на первый взгляд шаблонным, на самом деле индивидуален. С одной - стороны легкость и невинность, которую придают портрету нежно-розовые тона, но с другой - тревожность и задумчивость, которая чуть заметно прослеживается, открывает галерею климтовских портретов, которым будут присущи эти черты.

Если Соня Книпс - реальная девушка, то картина Русалки(1899) символична. Русалки - это обобщенный образ "роковой женщины". По преданиям, обворожительные русалки ночью заманивали запоздалых путников и увлекали их за собой на дно. Для Климта главное - не точная передача облика русалки - девушки с рыбьим хвостом - ему важно отразить ее суть: он облекает ее в оболочку зародыша рыбы, оставляя только лицо, которое сначала пугает, но постепенно притягивает и засасывает в бездну, в никуда.

По смыслу и сюжету Русалкам близка Золотая рыбка(1901-02). По лицам девушек скользит сладостная истома; одна из них зловеще улыбается. Но, мне кажется, их роль меняется - не они выполняют желания, а их выполняют одурманенные и опьяненные ими мужчины. Зловещая улыбка рыжеволосой обольстительницы подчеркивает разрушительную силу "рыбок".

Тему "роковой женщины" продолжает картина Юдифь и Олоферн(1901). Художник дважды использует этот сюжет и трактует его по-разному. В данном варианте Юдифь испытывает чувственную удовлетворенность, держа в руке отрубленную голову Олоферна. Автор этим показывает ту разрушительную силу, которой наделена "роковая женщина". В 1909 году Климт пишет ЮдифьII , где происходит окончательная трансформация образа. Она - губительница мужчин. Безжизненный взгляд Юдифь устремлен вдаль. Невозможно понять, ради чего это было сделано. Автор показывает, что от "роковой женщины" исходит мощная губительная сила. В ней заключен поток отрицательной энергии, то есть Юдифь превращается в Саломею:

Иль, может быть, в дыму кадильниц рея

И вскрикивая в грохоте тимпана,

Из мрака будущего Саломея

Кичилась головой Иоканаана.

Н. Гумилев (Юдифь)

Если Юдифь I испытывала экстаз от содеянного, то ЮдифьII - это ледяная статуя, неспособная на чувства. Это воплощение всеобщего, неимеющего начала, конца и цели, зла.

От исчадий ада, стихийных разрушительниц несколько отличаются образы женщин с портретов. Одним из самых ослепительных портретов считается Портрет Эмилии Флеге.(1902) Я бы назвала его воплощением климтовского идеала - уверенная в себе, немного самовлюбленная, но в то же время очаровательная и милая, она потрясает своей глубиной. Орнамент заднего плана создает иллюзию парящего шарфика, что придает Эмилии некую легкость и неуловимость; но общие тона - от светло-зеленого до темно-синего создают ощущение реальности.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Становление нового типа художественного видения
Кардинальная смена художественного видения происходит в начале XX столетия: именно этот период в России, Франции, Германии, Англии отмечен возникновением таких художественных эмбрионов, которые в середине и второй половине века дали жизнь ...

Китай в период Сунской империи
В социальной жизни китайской империи X – XII вв. произошли некоторые изменения. В X – XII вв. в феодальном Китае продолжался процесс обособления города от деревни. В разных районах страны возникали новые города, разрастались старинные по ...

Особенности культуры Древней Месопотамии
Вплоть до середины XIX в. культурная жизнь народов, некогда населявших эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем неизвестной человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских сказаний, равно как и описания древн ...