Образ женщины в творчестве Г. Климта

Статьи по культурологии » Образ женщины в творчестве Г. Климта

Страница 1

Климт пишет на рубеже веков. В искусстве того времени происходят значительные изменения: появляется стиль модерн. Он стремительно завоевывает все виды искусства, в том числе и живопись.

Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не только новые формы, но и содержание. Появляется новый взгляд на мир, окружающую действительность и на личность. Своеобразное преломление образа женщины двадцатого столетия нашло отражение в творчестве Климта. Художник пытается не только изобразить современную женщину, но и найти свой идеал. Отсюда возникает серия блистательных портретов, образ "роковой женщины", постоянная смена стиля и поиск чего-то нового. Одна из ранних работ мастера Любовь(1895). Черты девушки и ее возлюбленного размыты. На лице - экстаз. Но на втором плане парят зловещие тени - образы смерти, старости, детства и сладострастия. Это разрушает кажущуюся близость возлюбленных, что подчеркивается контрастностью одежды; то есть с самого начала ставиться попытка осознать роль и совместимость женского и мужского начала в этом мире.

В это время Климт пишет и портреты. Портрет Сони Книпс(1898), который кажется на первый взгляд шаблонным, на самом деле индивидуален. С одной - стороны легкость и невинность, которую придают портрету нежно-розовые тона, но с другой - тревожность и задумчивость, которая чуть заметно прослеживается, открывает галерею климтовских портретов, которым будут присущи эти черты.

Если Соня Книпс - реальная девушка, то картина Русалки(1899) символична. Русалки - это обобщенный образ "роковой женщины". По преданиям, обворожительные русалки ночью заманивали запоздалых путников и увлекали их за собой на дно. Для Климта главное - не точная передача облика русалки - девушки с рыбьим хвостом - ему важно отразить ее суть: он облекает ее в оболочку зародыша рыбы, оставляя только лицо, которое сначала пугает, но постепенно притягивает и засасывает в бездну, в никуда.

По смыслу и сюжету Русалкам близка Золотая рыбка(1901-02). По лицам девушек скользит сладостная истома; одна из них зловеще улыбается. Но, мне кажется, их роль меняется - не они выполняют желания, а их выполняют одурманенные и опьяненные ими мужчины. Зловещая улыбка рыжеволосой обольстительницы подчеркивает разрушительную силу "рыбок".

Тему "роковой женщины" продолжает картина Юдифь и Олоферн(1901). Художник дважды использует этот сюжет и трактует его по-разному. В данном варианте Юдифь испытывает чувственную удовлетворенность, держа в руке отрубленную голову Олоферна. Автор этим показывает ту разрушительную силу, которой наделена "роковая женщина". В 1909 году Климт пишет ЮдифьII , где происходит окончательная трансформация образа. Она - губительница мужчин. Безжизненный взгляд Юдифь устремлен вдаль. Невозможно понять, ради чего это было сделано. Автор показывает, что от "роковой женщины" исходит мощная губительная сила. В ней заключен поток отрицательной энергии, то есть Юдифь превращается в Саломею:

Иль, может быть, в дыму кадильниц рея

И вскрикивая в грохоте тимпана,

Из мрака будущего Саломея

Кичилась головой Иоканаана.

Н. Гумилев (Юдифь)

Если Юдифь I испытывала экстаз от содеянного, то ЮдифьII - это ледяная статуя, неспособная на чувства. Это воплощение всеобщего, неимеющего начала, конца и цели, зла.

От исчадий ада, стихийных разрушительниц несколько отличаются образы женщин с портретов. Одним из самых ослепительных портретов считается Портрет Эмилии Флеге.(1902) Я бы назвала его воплощением климтовского идеала - уверенная в себе, немного самовлюбленная, но в то же время очаровательная и милая, она потрясает своей глубиной. Орнамент заднего плана создает иллюзию парящего шарфика, что придает Эмилии некую легкость и неуловимость; но общие тона - от светло-зеленого до темно-синего создают ощущение реальности.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Театр
В послевоенные годы французский театр развивался в русле демократизации своей структуры. Впервые в стране создаются стационарные театры в провинции – «драматические центры» – на средства государства и местных органов власти. Одним из л ...

Мужской костюм эпохи позднего средневековья
Медленная агония античного рабовладельческого общества закончилась в 476г., когда войска варваров завладели Римом и перестала существовать когда-то могучая, не имевшая соперников Римская империя. Началась новая эпоха в истории Европы. Но ...

Становление досуга XVII век
Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник. Переход племён к оседлому образу ...