Образ женщины в творчестве Г. Климта

Статьи по культурологии » Образ женщины в творчестве Г. Климта

Страница 2

Иным содержанием наполнен Портрет Хермины Галлиа(1903-04). Несмотря на бледный, немного размытый цвет платья, этот портрет более реальный, приглушенный. По лицу скользит усталость и озабоченность. Я думаю, что это отражение авторского настроения - скорби о прошлом и поиске нового.

Попытка осознания женской сущности отражена на полотне Водяные змеи(1904-07). Две сплетенные девушки представляют собой единое целое, куда нет входа мужчине. Они кружат в бесконечном потоке сознания автора. Лицо рыжеволосой девушки выражает спокойствие и чувство гармонии, нежели экстаз. Эта картина, скорее всего, говорит о состоянии души автора. Он следует мудрому изречению Шиллера (надпись на картине Обнаженная истина(1899)): "Твои дела и твое искусство не могут нравиться всем: делай, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим - плохо". Женщины этого сюжета - отражение скрытого, бессознательного, сексуального желания мужчины (фрейдовского Оно). А сплетение женских тел говорит об их загадочности и непознанности.

Вызывающим и интересным взглядом, отражающим суть женской природы, является картина Три возраста женщины(1905). Орнамент картины с черными, заслоняющими его квадратными вставками в верхних углах говорит о неполноте бытия всей слабой половине человечества. Девочка прижимается к груди матери. Их обнаженные тела полны жизни и свежести, они резко контрастируют с образом старухи, с желтым высохшим телом и отвратительными изъянами. Ее лицо, в отличие от женщины и ребенка, отвернуто от зрителя. Бесцельность и ненужность - это атрибуты старости. Поэтому Климт "оставляет" этот возраст и старается воспеть красоту цветущей женщины. Он использует для этого всю гамму золотого цвета. Портрет Адели Блох-Бауэр(1907) - это апогей его творчества. Великолепная Адели на золотом фоне кажется еще ослепительнее. Но ее обеспокоенный взгляд говорит о ее несвободе (это подчеркивает орнамент на платье в форме глаз). Она - птица в золотой клетке. Этим автор еще раз подчеркивает ограниченность женских возможностей.

Но если женщина, несмотря на магнетизм, красоту и роковую страсть, все же слаба и не всесильна, а мужчина - игрушка в ее руках, то почему этот хаотичный мир не разрушился? Ответ на вопрос Климт дает в самом известном творении - Поцелуе(1907-08). Если раньше мужчина отсутствовал или представлял собой отрицательный заряд: нечто контрастирующее и несовместимое с женским началом, то теперь автор показывает гармонию, слияние двух противоположностей. Мужчина и женщина слиты воедино, между ними трудно провести грань, хотя орнамент женского одеяния контрастирует с мужским, общий фон подчеркивает их единство. Это не только физическая, но и духовная близость двух людей, которые способны противостоять злу, порождая добро, любовь и новую жизнь.

В это же время художник пытается понять и осмыслить поведение женщины современной эпохи. Эту проблему затрагивает работа под названием Женщина в шляпе и боа из перьев(1909). Автор сознательно не дает ей имени, показывая тем самым обобщенность черт, за которыми скрываются намеки на всех современных женщин в целом. Его Незнакомка очаровательна. Незнакомку Крамского можно назвать строгой и высокомерной, а климтовскую - манящей и притягивающей к себе взоры, как магнит. Она напоминает мне Незнакомку Блока:

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

(А. Блок "Незнакомка")

Но, несмотря на загадочность и обворожительность, она безнравственна - душа ее пуста. Автор понимает, что женщины такого типа под очаровательной внешностью прячут продажность и развращенность. Этой же проблеме автор отводит внимание в картине Дева(1913), где рассматривает вместе с гибелью юности и гибель нравственных ценностей. Женщины сплетены в клубок со спящей в центре девушкой. Они испытывают различные стадии сексуального переживания: от возбуждения до пресыщения. В этом плане Дева резко отличается от них. Она еще чиста и целомудренна, но клубок начинает ее засасывать ( об этом говорит орнамент в форме спирали), то есть художник показывает, что она станет такой же безликой и лишенной индивидуальности, как и остальные женщины. И он питает симпатию ни к ним, а к женщинам с богатым и высоко духовным внутренним миром. Доказательством этого может служить портрет Адели Блох-БауэрII(1912). Этот портрет, в отличие от первого, более теплый. Взгляд Адели рассеянный, блуждающий; положение рук говорит о ее нерешительности. Она кого-то ищет. Это уже не ослепительная женщина - красота ее более реальная, приглушенная. Но Климта она привлекает своей внутренней красотой, достоинствами и искренностью переживаний.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Шестая соборная мечеть
Начала строиться в 1914 году на Лагерной горе (ныне ул. Проломная, 23/1). Постройка мечети была завершена в 1918 году. Здание было деревянное, двухэтажное, с красивой резьбой. Первым имам-хатыбом был назначен башкир Хабибулла Габдулхакови ...

История декоративного искусства
Декоративное искусство (от лат. Decoro – украшаю) –художественная обработка предметов обихода, художественная отделка, внутреннее убранство зданий и т.д. К декоративному искусству относятся скульптурные элементы и декоративные росписи арх ...

Зороастризм
В глубокой древности Центральную Азию населяли иранские племена, религиозные представления которых, как считается, нашли в последствии свое воплощение в зороастризме. Зороастризм - древняя религия, возникшая на рубеже 1 - 2 тысячелетия до ...