Образ женщины в творчестве Г. Климта

Статьи по культурологии » Образ женщины в творчестве Г. Климта

Страница 2

Иным содержанием наполнен Портрет Хермины Галлиа(1903-04). Несмотря на бледный, немного размытый цвет платья, этот портрет более реальный, приглушенный. По лицу скользит усталость и озабоченность. Я думаю, что это отражение авторского настроения - скорби о прошлом и поиске нового.

Попытка осознания женской сущности отражена на полотне Водяные змеи(1904-07). Две сплетенные девушки представляют собой единое целое, куда нет входа мужчине. Они кружат в бесконечном потоке сознания автора. Лицо рыжеволосой девушки выражает спокойствие и чувство гармонии, нежели экстаз. Эта картина, скорее всего, говорит о состоянии души автора. Он следует мудрому изречению Шиллера (надпись на картине Обнаженная истина(1899)): "Твои дела и твое искусство не могут нравиться всем: делай, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим - плохо". Женщины этого сюжета - отражение скрытого, бессознательного, сексуального желания мужчины (фрейдовского Оно). А сплетение женских тел говорит об их загадочности и непознанности.

Вызывающим и интересным взглядом, отражающим суть женской природы, является картина Три возраста женщины(1905). Орнамент картины с черными, заслоняющими его квадратными вставками в верхних углах говорит о неполноте бытия всей слабой половине человечества. Девочка прижимается к груди матери. Их обнаженные тела полны жизни и свежести, они резко контрастируют с образом старухи, с желтым высохшим телом и отвратительными изъянами. Ее лицо, в отличие от женщины и ребенка, отвернуто от зрителя. Бесцельность и ненужность - это атрибуты старости. Поэтому Климт "оставляет" этот возраст и старается воспеть красоту цветущей женщины. Он использует для этого всю гамму золотого цвета. Портрет Адели Блох-Бауэр(1907) - это апогей его творчества. Великолепная Адели на золотом фоне кажется еще ослепительнее. Но ее обеспокоенный взгляд говорит о ее несвободе (это подчеркивает орнамент на платье в форме глаз). Она - птица в золотой клетке. Этим автор еще раз подчеркивает ограниченность женских возможностей.

Но если женщина, несмотря на магнетизм, красоту и роковую страсть, все же слаба и не всесильна, а мужчина - игрушка в ее руках, то почему этот хаотичный мир не разрушился? Ответ на вопрос Климт дает в самом известном творении - Поцелуе(1907-08). Если раньше мужчина отсутствовал или представлял собой отрицательный заряд: нечто контрастирующее и несовместимое с женским началом, то теперь автор показывает гармонию, слияние двух противоположностей. Мужчина и женщина слиты воедино, между ними трудно провести грань, хотя орнамент женского одеяния контрастирует с мужским, общий фон подчеркивает их единство. Это не только физическая, но и духовная близость двух людей, которые способны противостоять злу, порождая добро, любовь и новую жизнь.

В это же время художник пытается понять и осмыслить поведение женщины современной эпохи. Эту проблему затрагивает работа под названием Женщина в шляпе и боа из перьев(1909). Автор сознательно не дает ей имени, показывая тем самым обобщенность черт, за которыми скрываются намеки на всех современных женщин в целом. Его Незнакомка очаровательна. Незнакомку Крамского можно назвать строгой и высокомерной, а климтовскую - манящей и притягивающей к себе взоры, как магнит. Она напоминает мне Незнакомку Блока:

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

(А. Блок "Незнакомка")

Но, несмотря на загадочность и обворожительность, она безнравственна - душа ее пуста. Автор понимает, что женщины такого типа под очаровательной внешностью прячут продажность и развращенность. Этой же проблеме автор отводит внимание в картине Дева(1913), где рассматривает вместе с гибелью юности и гибель нравственных ценностей. Женщины сплетены в клубок со спящей в центре девушкой. Они испытывают различные стадии сексуального переживания: от возбуждения до пресыщения. В этом плане Дева резко отличается от них. Она еще чиста и целомудренна, но клубок начинает ее засасывать ( об этом говорит орнамент в форме спирали), то есть художник показывает, что она станет такой же безликой и лишенной индивидуальности, как и остальные женщины. И он питает симпатию ни к ним, а к женщинам с богатым и высоко духовным внутренним миром. Доказательством этого может служить портрет Адели Блох-БауэрII(1912). Этот портрет, в отличие от первого, более теплый. Взгляд Адели рассеянный, блуждающий; положение рук говорит о ее нерешительности. Она кого-то ищет. Это уже не ослепительная женщина - красота ее более реальная, приглушенная. Но Климта она привлекает своей внутренней красотой, достоинствами и искренностью переживаний.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Архитектура Древнегреческого театра
Народный характер античного театра определил особенности его организации и устройства. Древнегреческий театр сооружался на открытом воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры* ,тэатрона** и скены***. Древнейшей из этих частей явля ...

Мода третьего тысячелетия
Самая-самая девушка наступающего XXI века. Женское непостоянство, куда уж от него деваться. Десять лет назад кричали, что мы, мол, независимые, нам плевать, нравимся мы мужчинам или нет, будем одеваться и стричься, как хочется только нам ...

Культура как фактор, регулирующий условия проявления человеческих возможностей
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которы ...