Перспективы развития

Страница 1

В 1984 году при НИИ культуры был создан постоянно действующий Всероссийский семинар под руководством Е.Г. Вансловой – «Музей и подрастающее поколение». На этот семинар, ставший хорошей школой по обмену уникальным опытом, собирались музейные работники из России, бывших союзных республик. От других семинаров он отличается, прежде всего тем, что на ряду с обсуждением взаимосвязей музея и школы, методов их работы, велась деятельность по созданию системы занятий. В результате был разработан системный подход, получивший широкое распространение и вошедший в историю музейно -педагогической мысли России как «музейный всеобуч», включающий циклы занятий с применением новых методик, приемов, активизирующих творческий потенциал ребенка. При ежегодных встречах в Москве (в апреле 2001 года состоялся уже XXV семинар) участники знакомились, делились друг с другом опытом, имели возможность сравнить свою работу с работой коллег, выслушать рекомендации специалистов. Один из ведущих научно - практических центров по музейной педагогике возник в Москве в 1990 году на базе кафедры музейного дела Института (в настоящее время Академии) переподготовки работников искусства, культуры и туризма (ИПРИКТ) и получил название творческая лаборатория «Музейная педагогика».

Ее целью явилось:

· Изучение и обобщение лучшего опыта музеев, как отечественных, так и зарубежных;

· Популяризация культурного наследия, выявление новых тенденций в культурно-образовательной деятельности музеев, изучение и разработка новых методов, форм, приемов, направлений работы с конкретными категориями музейной аудитории, а так же новых организационных структур, программ, проектов в области музейно- педагогической деятельности. В составе творческой лаборатории - ведущие специалисты музейно- педагогической деятельности как теоретики, так и практики, представляющие исследовательские и музейные организации разных территорий России, руководит лабораторией Коссова И.М

В задачи лаборатории входят:

· Теоретические обобщения практической работы музеев с посетителями; · Использование материалов лаборатории в подготовке музейных специалистов на кафедре музейного дела;

· Выявление новых перспективных тенденций в работе с музейной аудиторией и анализ их в условиях конкретной историко-социальной среды;

· Разработка новых образовательных моделей отечественных музеев с ориентацией на российские особенности и зарубежный опыт; · Издание работ участников лаборатории и материалов конференций с целью популяризации актуальных и перспективных программ, проектов, а также новых организационных структур, аккумулирующих процессы интеграции, способствующих решению культурных, образовательных задач социума, использование их в учебных курсах дисциплин по проблемам культурологи, музееведения, музейной педагогики на кафедре музейного дела; · Профессиональное общение специалистов этого направления, способствующее его динамическому развитию.

Постоянной формой работы творческой лаборатории являются ежегодно проводимые научно-практические конференции в разных регионах России на базе музеев, имеющих высокий культурный потенциал, творческий опыт работы с аудиторией, «открытых» к новым поискам. В настоящее время накоплен опыт проведения 12 конференций (Курск, Москва, Шушенское, Заславль, Пенза, Ярославль, Калуга, Каргополь, Петрозаводск, Владимир, Санкт-Петербург, Пушкинские горы). Они вызвали значительный резонанс в музейной среде, что объясняется дефицитом профессионального общения, резким сокращением в последние годы встреч музейных работников, возрастающей ролью музеев как хранителей культурного наследия, малым количеством публикаций, посвященных проблемам музейной педагогики, методам, приемам работы с публикой, новым культурным проектам. На каждой конференции рассматривается спектр проблем культурно-образовательной деятельности научного, методического, содержательного характера. Постановка теоретических проблем логично сочетается с практическими занятиями на базе музеев, проводимых сотрудниками этих музеев, а в ряде случаев и специалистами из музеев других городов. Другой крупный центр, созданный в Государственном Русском музее в Петербурге в 1990 году - Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики (возглавляет Б.А. Столяров), взял на себя руководство ее развитием в художественных музеях. Для работы петербургских музейных педагогов характерен комплексный междисциплинарный подход, направленный на создание системы работы с детьми и подростками в тесном взаимодействии с педагогами детских садов, школ, учреждений среднего специального и высшего образования, а также разработку теоретических проблем музейной педагогики. Большую роль в этом играет музейная гимназия Государственного Русского музея, созданная в 1989 году и являющаяся экспериментальной базой разработки и апробирования музейно-педагогических программ.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Появление матрешки на Руси
Многообразна современная игрушка. В ней множество новых образов и сюжетов, художственно-стилевых поисков, авторских почерков. И каждая игрушка, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходит долгий путь. Вспомним знакомую вс ...

Миннезингеры и их влияние на поэзию народов
Творчество трубадуров оказало формирующее влияние на европейскую поэзию. Данте знал и любил поэзию трубадуров и ввел нескольких из них в качестве персонажей в свою "Божественную комедию". "Поэзия проснулась под небом полуде ...

Актеры и маски
По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Партия актера, чередуется с песнями хора, и составляла всю пьесу. Вскоре после Феспида Эсхил ввел девтерагониста, а младший соврименик Эсхила Софокл тритагониста. Основн ...