Специфика структуры уроков по МХК

Статьи по культурологии » Творчество Нестерова на уроках » Специфика структуры уроков по МХК

Страница 1

Искусство играет большую роль в формировании нравственности подрастающего поколения. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, и поскольку оно обладает таким свойством, оно должно быть включено в число предметов воспитания молодежи.

Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако, влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития.

В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства. Для этого необходимо, чтобы в каждой школе был предмет МХК (мировая художественная культура). Уроки по МХК в общем плане воспитания школьников обозначают процесс формирования чувств в области прекрасного. На уроках МХК это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах учащихся. С помощью таких уроков дети начинают понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность уроков по МХК состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и нравственного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку нравственных понятий, идеалов и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Существенной стороной этих уроков является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Не менее важной стороной содержания уроков по МХК является их направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития они должны охватывать? Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические и нравственные потребности в познании искусства, в постижении художественных ценностей. Существенным компонентом этого воспитания являестя овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (и взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства. Большое место в содержании уроков по МХК занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремиться к повышению культуры поведения.

Также важным содержательным компонентом уроков по МХК является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к изобразительному искусству, музыке и литературе.

Уроки МХК должны начинаться в школе с младших классов. Основное их направление состоит в ознакомлении детей с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию, к пониманию искусства и простейшим эстетическим суждениям.

В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением выразительно и эмоционально читать стихи, желательно иметь навыки музыкального или изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым условием их эстетического и нравственного развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству.

Для воспитания художественного восприятия у учащихся существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении художественных произведений, прослушивании музыки и цитирования литературных произведений, стихов и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравиться в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям. На уроках необходимо не только показывать школьникам репродукции картин, но и широко использовать чтение стихов и прослушивание музыки, песен. Также необходимо проводить экскурсии в музеи на выставки картин. В основе таких экскурсий лежит знакомство школьников с музейным предметом. У детей появляется возможность увидеть картины «живьем». Это закладывает «навыки чувствования» произведений искусства, основы эмоциональной культуры и эстетического отношения к реальности.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

1920-30 годы – новые мастера, новые открытия в экслибрисе
Подлинный расцвет для экслибриса наступил после Великой Октябрьской социалистической революции. Всестороннее обновление жизни, культурная революция в стране, неудержимая тяга миллионов людей к знаниям, громадные тиражи книг – всё это не м ...

Пещера Ласко
Эта пещера, расположенная поблизости от городка Монтиньяк, была случайно открыта местными школьниками осенью 1944 г. Они же стали ее первыми хранителями, оберегавшими новоявленные сокровища от посторонних. После окончания Второй мировой в ...

Киев. Встреча с древностью
Итак, Врубель в Киеве должен был руководить реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви, кроме того, написать на стенах её несколько новых фигур и композиций взамен утраченных и ещё написать образа для иконостаса. Вру ...