М.В. Нестеров - как художник переходного периода рубежа XIX - XX веков

Статьи по культурологии » Творчество Нестерова на уроках » М.В. Нестеров - как художник переходного периода рубежа XIX - XX веков

Страница 1

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942), родился в г. Уфе. Уфа в то время была одним из губернских городов России.

Купечество составило основную массу в городе. К этому сословию принадлежала и семья Нестеровых. Род Нестеровых происходил из новгородских крестьян. Позднее они переселились на Урал, где стали крепостными Демидовых - владельцев знаменитых горноделательных заводов. Позднее они получили вольную. Впоследствии дед художника записался в купеческую гильдию.

Отец М.В. Нестерова, Василий Иванович, торговал мануфактурными и галантерейными товарами, а позднее стал одним из инициаторов создания общественного городского банка.

Мать художника, Мария Михайловна, происходила из елецкой купеческой семьи Ростовцевых, богатых торговцев пшеницей.

Известно, что М.В. Нестеров любил рисовать с детства, обладал редкостной фантазией и удивительным умением воображать себе несуществующие события.

В гимназии (1872 г.) он учился плохо. Чувствовал влечение лишь к предметам учителя В.П. Травкина - рисованию и чистописанию.

В 12 лет отец повез его в Москву, поступать в Императорское техническое училище. Он сдал экзамен лишь по закону Божьему, рисованию и чистописанию, к остальному он не имел интереса и провалился.

Тогда его определили в училище К.П. Воскресенского. Там он сделал заметные успехи в рисовании. Его учителем по этому предмету был А.П. Драбов. Вскоре его отдали в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он стал учиться у В.Г. Перова.

В 1881 г. М. Нестеров уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств по классу П.П. Чистякова.

На ученических выставках М.В. Нестеров показал свои эскизы жанровых сценок, но они не принесли ему настоящей радости. Он чувствовал, что бытовой жанр не его призвание.

Пробовал работать и над историческими сюжетами, но они его не устроили.

Требования Академии художеств не отвечали его стремлениям.

М.В. Нестеров подолгу работал в Эрмитаже. Там он познакомился с М. Врубелем, Крамским.

Нестеров возвратился в Москву с намерением восстановиться в Училище живописи к В.Г. Перову. Но к тому времени В.Г. Перов был уже при смерти. М.В. Нестеров пишет умирающего В.Г. Перова. Он был очень расстроен его болезнью и его смертью.

После смерти своего учителя М. Нестеров возвратился в Петербург, в Академию художеств. Но вскоре он вновь покидает Академию.

Лето 1883 г. М. Нестеров провел в родной Уфе. Там он познакомился со своей будущей женой М.И. Мартыновской, для которой написал рисунок «Первая встреча» («Конский топ»), положивший начало многим изображениям М.И. Мартыновской.

Там же он написал эскиз к картине «Домашний арест» и подарил его М.И. Мартыновской с подписью, содержащей слова: «Ученик В.Г. Перова». Вскоре он восстановился в Училище. В Училище живописи, где на экзамене в 1885 г. получил за все эскизы первые номера, а за эскиз «Призвание М.Ф. Романова» - награду и почетное решение совета училища взять эскиз в «оригиналы».

В этом же, 1885, году М.В. Нестеров женился на М.И. Мартыновской. В 1886 г. вышел альбом рисунков М.В. Нестерова и С.В. Иванова. М. Нестеров получил звание классного художника и большую серебряную медаль за картину «До государя челобитчики».

В этом же году у художника родилась дочь Ольга. Но при родах умерла его жена. М. Нестеров написал посмертный портрет М.И. Мартыновской. Акварель, изображающая умирающую, подписана рукой художника так: «Последнее воскресенье. 1 июня 1886 г.».

В 1887 г. М.В. Нестеров написал три варианта картины «Царевна», где он снова запечатлевает образ покойной жены. Потом он написал «картину - воспоминание» - «Христова невеста» - с лицом любимой жены.

В 1888 - 1889 гг. М. Нестеров отправляется в поездку по Волге, затем ненадолго заехал в Уфу, там сделал наброски «За приворотным зельем», и одновременно работал над картиной «Пустынник». Позже он поселился под Москвой, в Троице - Сергиевом Посаде. Впервые посетил дом Мамонтовых в Абрамцеве, где он познакомился с В.Д. Поленовым, В.Н. Суриковым, В.А. Серовым. Здесь же увидел картины В.М. Васнецова.

Вскоре М.В. Нестеров дебютировал «Пустынником» на XVII выставке Товарищества передвижников. Картина была приобретена П.М. Третьяковым. Потом художник поехал в Петербург. А чуть позже он впервые поехал за границу (Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь, Капри, Париж, Дрезден).

В 1889-1890 гг. М.В. Нестеров работал в Троице-Сергиевом Посаде и в Москве над картиной «Видение отроку Варфоломею». Картину в Москве смотрят И.И. Левитан, В.И. Суриков. Она была куплена П. Третьяковым. И также она была показана на XVIII выставке Товарищества передвижников.

В 1890-1895 гг. М.В. Нестеров переехал в Киев. Там он познакомился с В. Васнецовым. Работал во Владимирском соборе. Сблизился с семьей Прахова.

В 1891 г. он работал в Киеве над картиной «Юность Сергия Радонежского». В Москве, Зоологическом саду писал «мерзкую тварь» для этой картины. И продолжал работу над ней в Уфе.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

10 заповедей для операторов
1. Не спешить с включением камеры, не будучи уверенным в достаточной освещенности объекта и возможности качественного приема звука. 2. Помнить о наличии штатива и выносного микрофона. Съемку с рук и использование встроенного микрофона опр ...

Основы композиции и колорирования
Понятие «композиция» существует с давних пор. В римском праве оно означало примирение спорящих сторон или противопоставление борцов на спортивной арене. Термин «композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сопоставление, с ...

Парижские оперы Глюка
В апреле 1774 года состоялась в Париже в «Королевской Академии музыки»2 первая постановка новой оперы Глюка «Ифигения в Авлиде», французское либретто которой написано Дю Рулле по трагедии Расина того же названия. Это был тот тип оперы, о ...