Снова в Феодосии

Страница 4

Не раз Айвазовский открывал в Феодосии свои выставки, устраивал городские праздники с фейерверками, музыкой, званными обедами. Гостям подавались угощения, названный в честь его картин: суп «Черное море», пирожки «Хаос», соус «Азовское море», зелень «Капри», пунш «Везувий», мороженое «Северное море», шампанское «От штиля к урагану». Но праздники лишь изредка прерывали размеренный трудовой ритм жизни.

Феодосийцы считали Айвазовского душой города, своим добрым гением. В знак безграничного уважения к его личности и деятельности, «в уважение особых заслуг, оказанных им городу», Феодосия признала его своим почетным гражданином.

В семье художника подрастали четыре дочери-красавицы. Юлия Яковлевна, любившая наряды, гостей, многолюдные приемы, все более тяготилась тихой жизнью в маленькой Феодосии, но ее настойчивые просьбы вернуться в столицу художник отклонял. Вместе с дочерьми Юлия Яковлевна надолго уезжала то в Петербург, то в Ялту, то в Одессу. Сославшись на необходимость дать дочерям образование, в середине 1860-х годов она осталась в Одессе навсегда. Художник женился второй раз в 1882 году на вдове феодосийского коммерсанта Анне Никитичне Саркизовой. О чувствах немолодого художника свидетельствует ее портрет, исполненный Айвазовским в год их свадьбы. Лицо молодой женщины с восточными чертами, с легкой полуулыбкой, тронувшей губы, с выразительными темными глазами выдает ум, спокойствие, женственность. Прозрачная белая шаль, окутывающая фигуру, придает облику легкость и загадочность. Художник встретил в ней верную и понимающую помощницу в своих трудах и творчестве.

Семидесятые года для Айвазовского – время размышлений, духовной зрелости, осмысления творчества и жизни.

Яркий колорит его марин становится более спокойным. Он искал мягкое соотношение цветов, наблюдал море в тихие пасмурные дни, когда граница между небом и водой становится неуловимой, а для художника усложняется задача передать на холсте тонкое соотношение полутонов, не сделав картину скучной, остаться верным природе. Самые глубокие и серьезные по своим живописным задачам холсты созданы им в эти десятилетия. Красивые и тонкие по живописи Радуга Море, Группа облаков, Штиль у берегов, Черного моря, мощное по грандиозности впечатления Черное море. К этому времени относятся слова одного из самых проницательных и умных критиков – художника Ивана Крамского: «никто не может сказать, чем может разрешиться в будущем И. К. Айвазовский. Одно время, лет 10 назад, казалось, что талант его исписался, иссяк, и что он только повторяет себя, но в последнее время он делает опять доказательства своей огромной живучести».

Его привлекали библейские и евангельские темы, заключающие в себе общечеловеческий смысл. Возникли циклы картин Хождение о водам, Христос на берегу Галилейского озера, переход евреев через Черное море. Возвращаясь к сюжету ранней молодости, когда была написана картина Хаос, он создал грандиозное полотно Сотворение мира. Его волновали события космического характера, грандиозные земные катаклизмы. Вслед за Карлом Брюлловым он написал Извержение Везувия, по-своему трактуя гибель Помпеи и Геркуланума; создал грандиозное полотно От штиля к урагану.

Художник по-прежнему много путешествовал, его интерес к жизни, событиям, к творчеству неиссякаем. В 1868 году он совершил поездку по Кавказу и Закавказью, в 1869 году присутствовал на открытии Суэцкого канала и плавал по Нилу, не раз бывал в Италии, встречался с Джузеппе Верди, ездил в Геную, чтобы собрать материал для картины об открытии Америки Христофором Колумбом. Наконец уже совсем немолодой художник совершил в 1892 году путешествие а Америку. Результатом каждой такой поездки становились новые и новые картины.

В уважение к его заслугам флорентийская Академия художеств, признав его в 1876 году своим членом, заказала Айвазовскому автопортрет для галереи Уффици, где размещаются автопортреты самых выдающихся мастеров живописи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Поплярное на сайте:

Сюрреализм
Начало сюрреализму (от фр. surre?alite? - cверхреальность) было положено изданием книги «Магнитные поля» (1919) Андре Бретона и Филиппа Супо. Вместо изображения объективной реальность целью искусства Бретон провозгласил сверхчувственную н ...

Сандро Боттичели
Боттичелли был превосходным мастером рисунка, составляющего основу флорентийской живописи кватроченто. Имя его вписано в плодотворный и заме­чательный период развития искусства Тосканы - вто­рую половину XV века. Личность Сандро было бы т ...

Работа в области балета
Наряду с операми Глюк работал и над балетом. В 1761 году в Вене был поставлен его балет «Дон-Жуан», В начале 60-х годов XVIII века в разных странах делались попытки реформировать балет, превратить его из дивертисмента в драматическую пант ...