Снова в Феодосии

Страница 2

По своему внешнему архитектурному облику дом напоминал итальянские виллы. В нишах балкона, обращенного к морю, стояли скульптурные изображения античных богов, муз, грифонов. К балкону тянулись виноградные лозы. В сторону моря смотрели три парадные залы, где принимались гости, устраивались приемы. Кабинет Айвазовского и мастерская выходили окнами в противоположную от моря сторону и были отделены от всех остальных помещений. Художнику для работы требовались спокойствие и сосредоточенность.

Циркульное окно мастерской хорошо освещало картину на мольберте, погружая все остальное в мягкий сумрак. Кроме самых необходимых предметов для работы, в ней ничего другого не было. Все располагало к сосредоточенности. Стены были выкрашены не в нейтральный, а в активный красный цвет. Возможно, это было данью памяти учителя Айвазовского Максима Воробьева, стены мастерской которого имели тот же цвет.

В только что отстроенный дом весной 1848 года Айвазовский привез молодую жену Юлию Яковлевну Гревс, англичанку по происхождению, дочь петербургского врача. Она была юна, красива и широко образованна. Художник увидел ее в одном из богатых петербургских домов, где она служила гувернанткой. Одному из своих друзей он восторженно писал: «Теперь я спешу сказать Вам о моем счастье. Правда, я женился, как истинный артист, то есть влюбился, как никогда. В две недели все было кончено. Теперь, после восьми месяцев, говорю Вам, что я так счастлив, что я не воображал половину этого счастья. Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так, как я женился».

1840-1860-е годы были счастливой жизненной и творческой порой Айвазовского. В 1850 году он показал сначала в Петербурге, затем в Москве только что законченную картину Девятый вал. С момента ее появления она стала самой знаменитой из его марин. Натиск бури, противоборство людей грозной стихии, упоение борьбой, отчаяние перед гибелью и надежда на спасение – все есть на этом полотне. В счастливые моменты творческого подъема создаются такие произведения. Целая серия «бурь» появляется у Айвазовского – Сигнал бури, Приближение бури, Буря на море ночью. Они чередуются с изображением спокойного элегического моря – Утро, Морской вид, Вид Крыма, Гурзуф ночью.

Художник стремился разнообразить сюжеты картин. В круг его интересов все чаще входят «сухопутные» мотивы. Не счесть, сколько раз Айвазовский совершал путь из Крыма в Петербург и обратно, всякий раз проезжая через украинские степи. Виды широкого степного раздолья напоминали ему безбрежные морские пространства. Пейзажи Украины, виды ветряных мельниц, жатвы, обозы чумаков с фурами, запряженными волами, становятся темами его картин. Он первым среди русских художников стал изображать степные пейзажи. Позже художник следующего поколения Архип Куинджи, начинавший учиться у Айвазовского, в своем творчестве по-своему раскроет неповторимую красоту степного пространства.

Напряженно и взволнованно работал Айвазовский в своей мастерской в Феодосии в течение весны, лета и осени, а зимой отправлялся с исполненными картинами в Петербург для открытия там очередной выставки своих произведений. В течение жизни им было устроено более 120 персональных выставок. Он открывал их не только в российских столицах, но и во многих губернских городах – Одессе, Киеве, Харькове, Николаеве, Керчи, Феодосии. Для тех лет это было явлением совершенно необычным.

Ни один другой художник не может сравниться с Айвазовским в подобной просветительской деятельности. Выставка для художника не самоцель, а диалог со зрителем. Еще в 1847 году, когда Айвазовский, открыл в Петербурге свою первую выставку, поэт Аполлон Майков откликнулся на нее большой статьей. «Спасибо, г. Айвазовскому! – писал Майков. – Спасибо ему. Решиться одному выставить у нас свои произведения – есть подвиг, за который должно благодарить художника». И дальше поэт продолжал: «Художник – лицо, принадлежащее обществу, как писатель, он его слуга, его учитель, его образователь, воспитатель и воспитанник, взаимное влияние одного на другого в наше время уже не подлежит доказательству». Все выставки Айвазовского носили благотворительный характер. Сборы от них шли в помощь нуждающимся студентам, на создание библиотек, вдовам художников, инвалидам войны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Поплярное на сайте:

Мужской костюм
В начале XVII века лиф пурпуэна нидерландцы делают менее жестким, чем у французов. Его носят с широкими, суженными книзу штанами. Эта одежда традиционна и не вносит пока ничего нового в облик человека. В консервативных южных Нидерландах с ...

Поп-Арт
«Поп-арт» (англ. pop art, от pop — отрывистый звук, лёгкий удар, хлопок, похожий на хлопанье пробки, буквально — искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект; трактуется также как сокращение от английского popular art — популярное, ...

Фетишизм
Когда первые португальские мореплаватели в XV в. высадились на побережье Западной Африки, они столкнулись со сложным и незнакомым миром представлений темнокожих туземцев. Попытки обратить их в «истинную веру» не удались, поскольку местное ...