Режиссура, кадр - основа аудиовизуального языка

Статьи по культурологии » Режиссура, кадр - основа аудиовизуального языка

Страница 2

Пространственно кадр имеет границей: для авторов края пленки или объектива, для зрителя – края экрана. Все, что находится за пределами этой границы, как бы не существует. И только наша привычка к кино заставляет нас не замечать, как трансформируется привычный для нас зримый мир под влиянием того, что вся его безграничность вмещается в плоскую, прямоугольную поверхность экрана.

Когда мы видим руки глаза на экране снятые крупным планом, мы не думаем о том, что это глаза великана. Величина в кадре совсем не означает гигантские размеры, она свидетельствует о важности и значимости этого объекта. Каждый кадр на экране является знаком, то есть несет имеет значение, несет определенную информацию. Однако значение это может иметь двоякий характер. С одной стороны образы в кадре воспроизводят какие то предметы реального мира.Между этими предметами и образами в кадре устанавливаются некие семантические отношения. Предметы становятся значениями воспроизводимых в кадре, а следовательно и на экране образов. Освещение, монтаж,игра планами, изменение скорости кадров могут предовать предметам, воспроизводимым на экране, добавочные значения – символические, метафорические и т.д. Это свойство относится к выразительным свойствам кадра, подчеркивающим и усугубляющим то, что хочет донести до нас режиссер картины. А вот пример М. Ромма соединения двух кадров с получаемым выразительным свойством которое может привести к совершенно неожиданным результатам «Соединение движущихся кадров может привести к совершенно неожиданным результатам. Монтажом движение можно усилить или разрушить, поступательность его подчеркнуть или уничтожить. Это происходит благодаря свойствам монтажа, который при переходах с кадра на кадр создает своеобразные зрелищные повороты. Например, в батальных картинах иногда нельзя разобрать, где русские, а где, предположим, турки или где белые, а где красные. Очень часто наступающая армия на экране вдруг превращается в бегущую, и зритель не понимает — отступают турки или атакуют». И действительно выражение батальной сцены снятое одним и тем же планом, но разрезанное на отдельное кадры и смонтированное в иной последовательности, нежели в реальном ходе событий, может перевернуть все понятие о последовательности кадров. Раскрывая функции кадра, мы получим и наиболее полное его определение. Как пишет Ю.М. Лотман в своей книге «Семиотика кино и прблемы киноэстетики» - «Одна из основных функций кадра – иметь значение. Подобно тому, как в языке есть значения, присущие морфемам – грамматические и присущие словам – лексические, кадр не единственный носитель кинозначений. Значения имеют и единицы более мелкие – детали кадра, и более крупные – последовательности кадров. Но в этой иерархии смыслов, кадр – и здесь напрашивается аналогия со словом – основной носитель значений киноязыка». Предположим, режиссеру надо снять разговор двух человек, стоящих друг против друга,— разговор настолько значительный, что необходимо показать их глаза. Для этого нужно по очереди снимать крупные планы собеседников. Как это сделать, заставив зрителя почувствовать, что они смотрят друг на друга, а не оба в одну сторону?

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Канон
В каждом захоронении изначально фиксировалось имя умершего. Упоминание имени логически требовало, чтобы были также перечислены и все прижизненные титулы и заслуги покойника. Из этого вырос подробный изобразительный и/или письменный расск ...

Художественно-эстетическая феноменология направлений авангарда
Абстракционизм (абстрактное искусство). Главными теоретиками и практиками были В.Кандинский, П.Мондриан. Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, от изоморфизма и ориентировался исключительно ...

Тотемизм
Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом. Тотемизм («от-отем» на языке североамериканских индейцев означает «его род») - система религиозных представлений о родстве между группой людей (обыч ...