Режиссура, кадр - основа аудиовизуального языка

Статьи по культурологии » Режиссура, кадр - основа аудиовизуального языка

Страница 1

Для описания феномена кино обычно вполне достаточно упоминания восторгов раннего зрителя от трепета серых листьев на ветру или ужаса от прибывающего поезда, для определения кадра — констатации его длины и ограниченности рамкой. И это все верно. Однако мы не можем оставаться на описательном уровне, поскольку нас интересует внутренняя связь кинематографических слагаемых и их прорастание одного из другого. Задача осложняется тем, что сам термин «кадр» в силу своей неясности и размытости границ требует очень осторожного с собой обращения. «Мир кино предельно близок зримому облику жизни. Иллюзия реальности – его неотъемлемое свойство. Однако это мир наделен одним довольно странным признаком: это всегда не вся действительность, а лишь один ее кусок, вырезанный в размере экрана.» – таково мнение Ю.М. Лотмана в его главе о «Проблеме кадра».

Любую картину, имеющею в реальной жизни пространственную протяженность, в кино можно построить как временную цепочку, разбив на кадры и расположив их последовательно. Только кино – единственное из искусств, оперирующих зрительными образами, может построить фигуру человека как расположенную во времени фразу. Заметим, что слово «кадр» своим происхождением обязано не кинематографу, а фотографии и обозначает фотографический снимок, моментальный или сделанный с длительной выдержкой, но тем не менее имеющий свою эстетику.

В кино этим словом называется нечто совсем иное, в практическом смысле — кусок пленки от одной монтажной склейки до другой. Но функции кадра слишком многочисленны, чтобы можно было остановиться на таком узком определении. Поскольку уже единичный моментальный фотоснимок с киноленты производит некий моментальный эффект (остаточное зрение), то именно его следует принять за отправную точку дальнейших рассуждений.

Изучение психологии восприятия живописи и скульптуры показывает, что и там взгляд скользит по тексту, создавая некоторую последовательность «чтения». Однако членение на кадры вносит в этот процесс нечто новое. Во первых:, строго задается порядок чтения, создается синтаксис. Во вторых: этот порядок подчиняется не законам психологического механизма, а целеположенности художественного замысла, законам языка данного искуства.

Одним из основных элементов понятия «кадр» является граница художественного и психологического пространства или площадь кадра: Кадр — психологический барьер, отделяющий зрителя от зрелища.

Кадр — система, заданная геометрией прямоугольника.

Кадр — система, сохраняющая иллюзию трехмерности, но и имеющая возможность моментально ее уничтожить, сосредоточив внимание зрителя на плоской поверхности экрана, то есть на самом кадре.

Кадр — система, протяженная во времени, но состоящая из моментальных фотоснимков.

Кадр — система, изменяющая реально существующие отношения предметов между собой и их движение в жизни.

Кадр — минимальный материальный кусок конструкции фильма.

Границу кадра часто определяют, как линию склейки одного сфотографированного эпизода с другим. Именно это утверждал молодой С. Эйзенштейн, когда писал: «Кадр – ячейка монтажа» , «Если уж с чем-нибудь сравнивать монтаж, то фалангу монтажных кусков – «кадров» следовало бы сравнить с серией взрывов двигателя внутреннего сгорания, перемножающихся в монтажную динамику «толчкакми» мчащегося автомобиля или трактора».Однако М. Ромм в своей статье о киномонтаже придерживался другого мнения «Из сочетания кадров — движущихся или неподвижных — с учетом внутрикадрового движения и подразумеваемого или явно видимого движения камеры складывается ощущение пространства».И ведь деиствительно, во времени кадр отделен от последующего и предшествующего, и стык их образует особый, присущий в первую очередь кино, монтажный эффект. Ведь кадр в кино – явление динамическое, он допускает в своих пределах движение. Из сочетания кадров — движущихся или неподвижных — с учетом внутрикадрового движения и подразумеваемого или явно видимого движения камеры складывается ощущение пространства. Пространственные ощущения в кинематографе достигаются также монтажным путем. Съемка без точного монтажного замысла, как бы кадры ни были эффектны, не может создать точного пространственного ощущения. Очень часто отсутствие выразительного монтажного замысла при съемке и, как следствие этого, неудачный монтаж разрушают категорию пространства, так же как они разрушают категорию движения.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Дадаизм
Термин dada (детская лошадка, все детское, лепет младенца) не имеет в науке однозначного толкования применительно к данному направлению. Одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда, культивировавшее пафос разрушения всего ...

Организация процессов восприятия учениками творчества М.В. Нестерова
Из многих научных источников по воспитанию и развитию школьников, следует, что изучать творчество такого талантливого русского художника конца XIX - начала XX в., как М.В. Нестеров, надо в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы. Так ка ...

Шестая соборная мечеть
Начала строиться в 1914 году на Лагерной горе (ныне ул. Проломная, 23/1). Постройка мечети была завершена в 1918 году. Здание было деревянное, двухэтажное, с красивой резьбой. Первым имам-хатыбом был назначен башкир Хабибулла Габдулхакови ...