Опера

Страница 3

Событиям Крестьянской войны 1773-75 гг. и подвигу Салавата Юлаева был посвящен балет "Горный орел" ("Урал бэркэтэ", 1959; либретто и музыка Х.Ф.Ахметова и Н.Г.Сабитова, хореография К.Д.Карпинской, декорации Арсланова). Глубокую психологическую драму о судьбах поколений, разъединенных классовой борьбой, представлял балет "Гюльназира" ("Гэлнэзирэ"), воссоздавший ист. и нравственные перипетии гражданской войны в Башкирии (1963; комп. Сабитов, балетм. С.В.Дречин, худ. В.И.Плекунов). Соц. и нравственные коллизии старой баш. деревни нашли воплощение в балете "Черноликие", созданном по мотивам одноим. повести М.Гафури ("Кара йэззэр", 1965; композиторы Х.Ш.Заимов и А.Г.Чугаев, балетм. Х.Ф.Мустаев, худ. Арсланов). Хореография произв. опиралась на т.наз. действенный танец, включающий сквозные пластические линии и формы, почерпнутые преим. из языка нар.-характерного танца. Трагедия "черноликих" находила свое выражение в контрасте лирики и гротеска. В спектакле о Салавате культивировался героический образ. Бал. "Гюльназира", воплощавший дух восставшего народа, развертывал, пр. всего массовые ансамбли, вобравшие в себя все многообразие театральной пластики.

Подвигу народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг., жестоким жизненным испытаниям послевоен. действительности были посвящены два балета композитора Сабитова "Люблю тебя, жизнь" ("Яратам hине, тормош!", 1967; хореография Л.С.Бородулина, сценография Арсланова) и "Страна Айгуль" ("Айгэл иле", 1971; либретто И.М.Каримова и Сабитова по одноим. драме М.Карима, хореография И.Х.Хабирова, худ. Арсланов). В обоих произв. поэтика акад. балета соединена с драматически наполненным танцем, пантомимой и выразит. мимикой.

Ист. прошлое, полулегендарный быт древних башкир и их родоплеменная организация, мифологическое мышление народа и исламский провиденциализм явились источником поэтических идей и образов балета "В ночь лунного затмения" ("Ай тотолган тэндэ", 1982; либретто Э.С.Ахметовой по одноим. трагедии Карима, музыка М.Х.Ахметова, хореография Б.В.Танина, сценография Б.Е.Ефима). Многозначная трагедийная метафора объединяла лит. тему, музыку и хореографию произв., олицетворяла диалектику нравственного сознания, обнажая тем самым противоречивость моральных принципов совр. человека. Пластическая ткань спектакля соединяла разл. хореогр. системы - от классического танца до авангарда.

Поисками новых поэтических и стилевых решений отмечены хореогр. спектакли для детей и юношества. Это балеты-сказки комп. Сабитова - "Буратино" (1960; балетм. Сафиуллин) и "Мурзилка-космонавт" (1964; балетм. Г.И.Язвинский), комп. М.Ахметова - "Маугли" (1975; балетм. Н.А.Хасан-Ахунов), комп. Р.М.Хасанова - "Легенда о курае" ("Kурай тураhында легенда", 1979; балетм. Э.Х.Танн) и др.

О проф. мастерстве, богатом творч. потенциале свидетельствовал репертуар ТОБ 1955-75 гг., на к-рые пришелся пик худ. развития баш. Б. Лучшими спектаклями классич. и совр. репертуара стали "Спящая красавица" и цикл одноактных произв. Чайковского, "Жизель" и "Корсар" А.Адана, "Баядерка" и "Дон Кихот" Минкуса, "Золушка" С.С.Прокофьева, "Болеро" М.Равеля, "Тропою грома" К.А.Караева, "Берег надежды" А.П.Петрова, "Шурале" Ф.З.Яруллина и мн. др. Яркими страницами баш. Б. являются собств. редакции спектаклей на классич. темы. Это "Ромео и Джульетта" Прокофьева в пост. Л.Лавровского и Ю.Дружинина, "Орфей" Е.И.Фомина и "Пер Гюнт" Э.Грига в пост. В.Могильды, "Кармен-сюита" Ж.Бизе-Р.Щедрина в пост. А.Плисецкого, "Барышня и хулиган" Д.Д.Шостаковича, сюиты из балетов "Пахита" Э.Дельдевеза и Минкуса, "Спартак" А.И.Хачатуряна в пост. Н.Маркарьянца, "Сеньора из Валенсии" Ю.С.Саульского в пост. Г.Гусева и другие.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Берта Моризо
Берта Моризо была красивой, образованной и интеллигентной молодой женщиной, которая вошла в круг импрессионистов благодаря дружбе с Мане. Она была необычайно талантлива. Внучка Фрагонара, Берта Моризо без труда оказалась в числе тех, кому ...

Российский музей и интернет
Советский музей был в некотором роде вещью в себе. Призванный проводить государственную идеологию, музей ориентировался не столько на показ и просветительскую деятельность, сколько на хранение, комплектование и изучение коллекций. По это ...

Головные уборы и прически
Головные уборы греки носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с широкими полями и низкой тульей – петасос (petasos) – наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке, отброшенной за ...