Опера

Страница 3

Событиям Крестьянской войны 1773-75 гг. и подвигу Салавата Юлаева был посвящен балет "Горный орел" ("Урал бэркэтэ", 1959; либретто и музыка Х.Ф.Ахметова и Н.Г.Сабитова, хореография К.Д.Карпинской, декорации Арсланова). Глубокую психологическую драму о судьбах поколений, разъединенных классовой борьбой, представлял балет "Гюльназира" ("Гэлнэзирэ"), воссоздавший ист. и нравственные перипетии гражданской войны в Башкирии (1963; комп. Сабитов, балетм. С.В.Дречин, худ. В.И.Плекунов). Соц. и нравственные коллизии старой баш. деревни нашли воплощение в балете "Черноликие", созданном по мотивам одноим. повести М.Гафури ("Кара йэззэр", 1965; композиторы Х.Ш.Заимов и А.Г.Чугаев, балетм. Х.Ф.Мустаев, худ. Арсланов). Хореография произв. опиралась на т.наз. действенный танец, включающий сквозные пластические линии и формы, почерпнутые преим. из языка нар.-характерного танца. Трагедия "черноликих" находила свое выражение в контрасте лирики и гротеска. В спектакле о Салавате культивировался героический образ. Бал. "Гюльназира", воплощавший дух восставшего народа, развертывал, пр. всего массовые ансамбли, вобравшие в себя все многообразие театральной пластики.

Подвигу народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг., жестоким жизненным испытаниям послевоен. действительности были посвящены два балета композитора Сабитова "Люблю тебя, жизнь" ("Яратам hине, тормош!", 1967; хореография Л.С.Бородулина, сценография Арсланова) и "Страна Айгуль" ("Айгэл иле", 1971; либретто И.М.Каримова и Сабитова по одноим. драме М.Карима, хореография И.Х.Хабирова, худ. Арсланов). В обоих произв. поэтика акад. балета соединена с драматически наполненным танцем, пантомимой и выразит. мимикой.

Ист. прошлое, полулегендарный быт древних башкир и их родоплеменная организация, мифологическое мышление народа и исламский провиденциализм явились источником поэтических идей и образов балета "В ночь лунного затмения" ("Ай тотолган тэндэ", 1982; либретто Э.С.Ахметовой по одноим. трагедии Карима, музыка М.Х.Ахметова, хореография Б.В.Танина, сценография Б.Е.Ефима). Многозначная трагедийная метафора объединяла лит. тему, музыку и хореографию произв., олицетворяла диалектику нравственного сознания, обнажая тем самым противоречивость моральных принципов совр. человека. Пластическая ткань спектакля соединяла разл. хореогр. системы - от классического танца до авангарда.

Поисками новых поэтических и стилевых решений отмечены хореогр. спектакли для детей и юношества. Это балеты-сказки комп. Сабитова - "Буратино" (1960; балетм. Сафиуллин) и "Мурзилка-космонавт" (1964; балетм. Г.И.Язвинский), комп. М.Ахметова - "Маугли" (1975; балетм. Н.А.Хасан-Ахунов), комп. Р.М.Хасанова - "Легенда о курае" ("Kурай тураhында легенда", 1979; балетм. Э.Х.Танн) и др.

О проф. мастерстве, богатом творч. потенциале свидетельствовал репертуар ТОБ 1955-75 гг., на к-рые пришелся пик худ. развития баш. Б. Лучшими спектаклями классич. и совр. репертуара стали "Спящая красавица" и цикл одноактных произв. Чайковского, "Жизель" и "Корсар" А.Адана, "Баядерка" и "Дон Кихот" Минкуса, "Золушка" С.С.Прокофьева, "Болеро" М.Равеля, "Тропою грома" К.А.Караева, "Берег надежды" А.П.Петрова, "Шурале" Ф.З.Яруллина и мн. др. Яркими страницами баш. Б. являются собств. редакции спектаклей на классич. темы. Это "Ромео и Джульетта" Прокофьева в пост. Л.Лавровского и Ю.Дружинина, "Орфей" Е.И.Фомина и "Пер Гюнт" Э.Грига в пост. В.Могильды, "Кармен-сюита" Ж.Бизе-Р.Щедрина в пост. А.Плисецкого, "Барышня и хулиган" Д.Д.Шостаковича, сюиты из балетов "Пахита" Э.Дельдевеза и Минкуса, "Спартак" А.И.Хачатуряна в пост. Н.Маркарьянца, "Сеньора из Валенсии" Ю.С.Саульского в пост. Г.Гусева и другие.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Начало реформаторской деятельности
Начало реформаторской деятельности Глюка ознаменовалось его сотрудничеством с жившим в Вене итальянским поэтом, драматургом и либреттистом Раниеро да Кальцабиджи (1714—1795). Метастазио и Кальцабиджи представляли собой два различных напра ...

Аполлон и Дафна
«Как бы притягательны ни были пустые радости мимолетной красоты, наполни свои руки листвой или, еще лучше, вкуси горькие плоды». Это латинское двустишие, высеченное на постаменте мраморной группы, отвечает тонкому вкусу кардинала Маффео Б ...

Храмы
Идеи о становлении мира отражались в религиозном искусстве и храмовой архитектуре.В эпоху Древнего Царства выработалась форма обелиска как солнечного символа. А вершина обелиска представляет собой пирамиду – священную форму, запечатленную ...