Музыкальная культура

Страница 3

Взаимному культ. обогащению и укреплению творч. связей способствуют разл. праздники, декады, недели и дни литературы и искусства, музыкальные конкурсы и фестивали, проходящие в Башкортостане и др. регионах России и зарубежья. Традиционным стало проведение фестивалей музыки композиторов Урала и Поволжья (Уфа - 1983, 1989, 1995). Установлены творч. контакты баш. музыкантов с композиторами и музыковедами Германии (округ Галле) в форме многочисл. взаимных концертов, совместно проводимых фестивалей. Свидетельством роста муз. культуры и профессионализма композиторов и музыкантов Башкортостана является их успешное выступление на междунар. конкурсах (см. Музыканты РБ - лауреаты международных конкурсов и фестивалей). Концертную деят-сть ведут творч. коллективы респ. - Нац. симф. оркестр, камерный ансамбль "Солисты Башкортостана", симф. оркестр ТОБ . Значит. успехов достигли баш. музыканты в развитии разл. жанров популярной музыки. В области музыковедения и муз. фольклористики музыковеды активно разрабатывают актуальные проблемы проф. музыки и муз. фольклора .

Музыкальные общества, объединения проф. музыкантов и любителей музыки, ставящие целью эстетич. воспитание нас., развитие и пропаганду муз. культуры. В 1885-1906 в Уфе функционировало Об-во любителей пения, музыки и драм. иск-ва, собиравшееся в здании Дворянского собр. (ныне Уфим. гос. институт искусств). Среди его участников были скрипач Д.Н.Севастьянов, хормейстер А.А.Попов, пианисты Л.К.Новицкий, В.Д.Паршина и М.И. Андржиевская, виолончелист Е.И.Чубовский, певица Е.Я.Барсова-Цветкова и пианистка В.В.Тиманова. Организатором вечеров квартетной музыки был Севастьянов. При участии симфонич. оркестра (орг. в 1889, дирижеры Ф.Ф.Мотль, С.П.Копылов) в концертах исполнялись арии и сцены из опер рус. и заруб. композиторов, классич. хоровые и инструм. произв., романсы и нар. песни. В 1909 на юбилейных торжествах об-ва, посв. памяти С.Т.Аксакова, в летнем театре заводчика В.И.Видинеева были исполнены кантаты "Памяти С.Т.Аксакова". Их авторами были местные любители музыки О.И.Андрюкова-Шиленкова и С.Е.Райский (ст. Е.Поповой). Чл. об-ва коллективно был создан гимн к 300-летию Уфы (1886). В 1900-е возросла роль нац.-просветительских очагов в крае: в Уфе существовали кружок "Национальные мелодии, сцена и литература" под рук. Г.Г.Ибрагимова, нац. двухголосный хор и оркестр под упр. И.Терегулова, в Троицке - Об-во пропаганды театра и музыки и др. В 1959 создано Хоровое об-во БАССР (пред. М.П.Фоменков) - массовая обществ. орг-ция в системе Всерос. хорового об-ва, объединяющая проф. и самодеят. музыкантов. Отделения хор. об-ва были созданы во всех городах и р-ных центрах респ., что способствовало возникновению десятков хоровых коллективов разного профиля: акад., нар., дет. и национальных. Первыми акциями хорового об-ва в 60-е гг. стали респ. конкурсы на звание лучшего хорового коллектива, праздники песни, концерты, смотры и др. Правление Хорового об-ва оказывало отделениям на местах методич. и организац. помощь в создании Домов музыки (Стерлитамак, Хайбуллинский р-н), в оказании практич. помощи хоровым коллективам на местах, в издании сб-ков хоровых соч. и обр. для хора баш. комп., в орг-ции регион. смотров, конкурсов, певческих праздников, лекций, семинаров и т.д. В 1960-70 при Хоровом об-ве работали курсы хормейстеров-баянистов (рук. А.Г.Тихомиров), готовившие кадры для села. С 1961 работает Баш. эксперим. производств. комб-т с цехами по пошиву сценич. одежды и обуви, ремонту, настройке и прокату муз. инструментов. В 1988 на базе Хорового об-ва создано Муз. об-во БАССР (пред. засл. деят. иск-в БАССР Ш.М.Бикмухаметов).

Инструментальные ансамбли, коллективы музыкантов-инструменталистов, объединенные для совм. музицирования. Ранние свидетельства о формировании в Башкирии традиции домашнего музицирования в гор. среде относятся ко 2-й пол. 19 в. В Уфе в 1870-80 силами местных музыкантов под рук. видного скрипача Д.Н.Севастьянова проводились вечера квартетной музыки заруб. и рус. композиторов. Ансамблевое исполнительство составляло значит. часть программ концертов Об-ва любителей музыки, пения и драматич. иск-ва, кружков нац. лит-ры и музыки (см. Музыкальные об-ва).

После Октябрьской революции, с открытием музыкальной школы №1 г.Уфы (1920) и Баш. муз. техникума (1922), концертная жизнь активизировалась. Ведущие педагоги муз. техникума М.И.Андржиевская (фп.), С.А.Попов (скрипка), Ф.П.Садовский (виолончель) выступали в ансамбле, исполняя "Элегическое трио" С.В.Рахманинова. Среди любителей нац. иск-ва популярностью пользовался первый ансамбль баш. нар. инструментов, организованный при муз. ч. Башкирского государственного театра драмы (1927). В его составе были кураисты Ю.М.Исянбаев, Х.Б.Ахметов, Г.Г.Ушанов, гармонист Г.М.Мингажев, скрипач и худ. рук. Х.К.Ибрагимов. Репертуар составляли устные импровизации и обр. нар. мелодий. Начиная с 40-х гг. при Баш. гос. филармонии (БГФ) формируются фольк. и эстрадные коллективы: ансамбль кураистов (рук.: Г.З.Сулейманов, И.И.Дильмухаметов), эстрадные (рук. Н.Галеев, Б.М.Гайсин), И.а. Баш. государственного ансамбля народного танца (рук. А.С.Ключарев, Т.Ш.Каримов, Р.В.Муратшин), джаз-группа "Дустар" (рук. М.Х.Юлдыбаев) и баш. фольк. ансамбль TЯдкарL (рук. М.И.Гайнетдинов, Г.Г.Хамзин). Активными пропагандистами т-ва баш. комп. стали И.а. муз. уч. заведений республики. С кон. 50-х гг. в Баш. гос. муз. уч-ще (с 1960 Уфим. училище искусств - УУИ) существует ученический ансамбль скрипачей (рук. М.Г.Файн, М.М.Цинман, М.Е.Швайштейн, Б.О.Абдулбанеев), выступающий в концертах, на Баш. радио и ТВ. В 70-90-е гг. широкую концертную деят-сть ведут И.а., созданные силами педагогов и студентов Уфим. гос. института искусств: струнный квартет (рук. А.А.Калачев, С.К.Саркисянс) - дипломант 4-го Всерос. конкурса струнных квартетов (Тбилиси, 1979); рус. нар. инструментов TРодные напевыL (орг. в 1978, рук. А.К.Савицкий); студенч. (худ. рук. В.А.Башенев) - дипломант Всерос. конкурса исполнителей на нар. инструментах (Тула, 1986); старинной музыки (орг. в 1992, рук. Р.Ф.Салимова) и др. В их репертуаре соч. заруб., рус., отеч., в т.ч. баш., композиторов. С успехом выступают дуэт баянистов-педагогов (Р.Ю.Шайхутдинов, В.П.Суханов), трио баянистов в двух составах (Шайхутдинов, Суханов, Башенев; В.Грачев, С.М.Тюфяков, В.В.Фильчев), квинтет баянистов - лауреатов междунар. конкурсов (Шайхутдинов, Суханов, Фильчев, Тюфяков, Грачев). В числе И.а. муз. уч. заведений получили известность ансамбли виолончелистов УУИ (рук. В.В.Васильев), кураистов (рук. Сулейманов, Р.Р.Рахимов), эстрадный (рук. Юлдыбаев, Г.П.Маркоров), кураистов Учалинского муз. уч-ща (орг. в 1993, рук. А.М.Рахматуллин) и др. (см. Эстрадная музыка и джаз).

Страницы: 1 2 3 

Поплярное на сайте:

Искусство Италии XIV-XVIII вв
Кризис феодализма и зарождение на юге Европы, в Италии, капиталистических отношений ознаменовали начало нового этапа в истории человечества, открыли новые пути для развития искусства. В борьбе с религиозным мировоззрением, господствовавши ...

Происхождение Древнегреческого театра
Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомило ...

Футуризм
Возник и наиболее полно был реализован в изобразительном и словесных искусствах Италии и России в период 1909 -15 гг. Главные теоретики: Ф.Маринетти в Италии, В.Хлебников, А.Крученых в России. Футуристы остро ощутили наступление глобальн ...