Музыкальная культура

Страница 2

В первые десятилетия Сов. власти был заложен фундамент муз.-обществ. жизни в республике. В Уфе открываются гос. муз. школа (1920), муз. уч-ще [ныне Уфимское училище искусств (УУИ), 1922]; баш. студии при Моск. гос. консерватории и Ленингр. хореограф. уч-ще (1932), готовившие артистич. и композиторские кадры для Башкортостана. В 1938 в Уфе открывается Баш. оперный театр [с 1941 Баш. гос. театр оперы и балета (ТОБ)], в 1939 - Баш. гос. филармония (с муз. лекторием). Большим шагом в дальнейшем развитии баш. проф. музыки стало объединение баш. композиторов и музыковедов в творч. союз в 1940 [см. Союз композиторов (СК)]. В 1930-е гг. наряду с массовой песней осваиваются разл. жанры вок., инструм., хоровой и симф. музыки. В создании произв. для нац. муз. театра принял участие моек. композитор А.А.Эйхенвальд, написавший в содружестве с баш. драматургом М.Бурангуловым оперы "Мэргэн" (1937) и "Ашкадар" (1940). В 1939 баш. композитор Валеев завершает работу над первой нац. оперой "Хакмар" по либретто С.Мифтахова.

Театр оперы и балета РБ. Город Уфа.Огромный вклад в муз. культуру внесли мастера сов. иск-ва, жившие в Уфе в годы Великой Отечественной войны. Композиторы А.Э.Спадавеккиа, Н.И.Пейко, Н.К.Чем6ерджи, Эйхенвальд, Л.Б.Степанов, Ф.Е.Козицкий приняли активное участие в создании репертуара для ТОБ. Были поставлены оперы "Карлугас" Чемберджи, "Акбузат" Х.Ш.Заимова и Спадавеккиа, "За Родину" Ибрагимова и Козицкого, "Айхылу" Валеева и Пейко, "Мэргэн" и "Ашкадар" Эйхенвальда, балет "Журавлиная песнь" Степанова (см. Опера, Балет). Широко велась концертно-просвет. деят-сть силами артистов ТОБ и филармонии, музыкантами Москвы, Ленинграда, Киева, Минска. Событием в муз. жизни респ. и страны стало исполнение в Уфе 1-й ч. "Ленинградской симфонии" Д.Д.Шостаковича в переложении для духового оркестра под рук. И.В.Петрова и приезд автора в Уфу в 1942. Композиторами была создана серия песен-листовок для воинов-фронтовиков, а также подготовлен сб. "Башкирские композиторы - Красной Армии", куда вошли 44 песни. С началом войны учившиеся в баш. студии при Моск. консерватории Р.А.Габитов, Р.А.Муртазин, Займов, Ш.З.Кульборисов, Ш.Ш.Ибрагимов, Х.Ф.Ахметов, а также уфимцы М.З.Баширов, Л.П.Атанова, К.Ю.Рахимов вступили в ряды Кр. Армии. На полях сражений погиб Габитов, был тяжело ранен на подступах к Москве Муртазин.

В нач. 50-х гг., наряду с созданием песен и романсов, композиторы уделяют особое внимание развитию хоровой, симф. и камерно-инструм. музыки. В концертах хора Баш. гос. филармонии звучат "Поэма об Урале" Габитова, кантаты "Башкортостан" и "На просторах полей" Заимова, хоровая сюита "Нефтяники Башкирии" З.Г.Исмагилова, хоры Рахимова, Валеева, Муртазина, Ахметова, воспевающие труд, дружбу народов, призывающие к борьбе за мир. Симф. музыка представлена соч. "Лирическая сюита" Ахметова, "Героическая поэма" Н.Г.Сабитова, "Увертюра на две башкирские темы" Исмагилова, "Праздничная симфониэтта" Муртазина, "Элегия" и "Танцевальная сюита" Валеева (см. Симфоническая музыка). Большим худ. событием этих лет были постановка балетов "Горная быль" Ключарева, "Горный орел" Сабитова и Ахметова, премьера оперы "Салават Юлаев" Исмагилова. Своеобразным итогом развития культуры в послевоен. десятилетие явилась Декада баш. лит-ры и иск-ва в Москве в 1955, где достижения баш. муз. иск-ва получили высокую оценку.

Следующее десятилетие отмечено широким развитием баш. муз. культуры. На ежегодных пленумах СК, в концертах и на оперной сцене показываются новые разножанровые соч., свидетельствующие о творч. росте баш. композиторов. Идут премьеры оперы "Шаура" и муз. комедии "Кодаса" Исмагилова, балетов "Гульназира" и "Люблю тебя, жизнь" Сабитова, муз. комедии "Когда приходит любовь" Кульборисова. Выдающимся муз. явлением стала премьера балета "Черноликие" Заимова и А.Г.Чугаева в 1965. Активизации муз. жизни Башкортостана 60-х гг. способствовало выездное заседание Секретариата СК РСФСР во главе с Шостаковичем в Уфе (1964), к работе к-рого был приурочен показ т-ва композиторов республики. Хоровая капелла РБ.

Важную роль в дальнейшем росте муз. культуры Башкортостана сыграло открытие Уфим. гос. института искусств (1968, УГИИ) на базе организованного в 1961 Уфим. филиала Моск. гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных и создание Баш. гос. хоровой капеллы Мин-ва культуры БАССР (1970). Выпускники УГИИ и др. муз. вузов страны составили новое поколение баш. композиторов, активно участвующих в муз.-обществ, жизни, в создании произв. разл. жанров. В февр. 1976 в Уфе проходил пленум СК Башкортостана, поев. т-ву молодых композиторов и музыковедов республики. В концертах пленума прозвучали песни, романсы и хоровые соч. Р.М.Хасанова, Р.Х.Газизова, М.Х.Ахметова, Д.Д.Хасаншина, А.Х.Габдрахманова, Е.Н.Земцова, фп. соната Л.З.Исмагиловой, "Детская сюита для струнного квартета" С.Г.Шагиахметовой, струнные квартеты Исмагиловой и Земцова. С большим успехом прошла премьера балета "Маугли" М.Ахметова. Творч. отчетом перед широкой общественностью стали 2-я респ. конференция творч. молодежи Башкортостана (1977), 4-й съезд композиторов РСФСР (1979, Москва), 7-й пленум СК БАССР (1980), где баш. муз. иск-во было представлено от произв. композиторов ст. поколения, зачинателей баш. проф. культуры, до новых соч. композиторской молодежи. В 1970-90-е гг. в числе крупных соч. для муз. театра, поставленных в ТОБ, - оперы "Волны Агидели" и "Послы Урала" Исмагалова, балеты "Страна Айгуль" Сабитова, "Легенда о курае" Хасанова, "В ночь лунного затмения" М.Ахметова, оперы "Черные воды", "В ночь лунного затмения" С.А.Низамутдинова, "Акмулла" Исмагилова. Разл. жанры симф. музыки представлены в т-ве Исмагиловой, М.Ахметова, Р.Р.Зиганова, Р.Г.Касимова, Газизова, Хасаншина, А.Р.Сальмановой, Ф.М.Гафурова и др. За поcл. десятилетия заметно расширилась тематика вок. и хоровой музыки, более разнообразными стали ср-ва и приемы композиторского письма. В обл. музыки для детей появились новые яркие песни, хоры, пьесы для разл. инструментов и инструм. ансамбли. Написаны балеты и оперы для детей Сабитовым, Газизовым, Габдрахмановым, Н.А.Даутовым и др.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Абстракционизм
- крайне формалистическое течение, которое утверждает, что беспредметное искусство отвечает эпохе покорения атомной энергии и космических пространств, в нем осуществляются принципы относительности, так как только абстрактными формами можн ...

Предпосылки переезда в Милан
Когда Леонардо расстался с Верроккьо и зажил самостоятельной жизнью, Флоренция, во главе с Лоренцо Медечи, переживала самую блестящую пору своей культуры. Во Флоренции всякий одаренный живописец мог существовать заказами при условии, что ...

Педагогический метод К. Брюллова
Брюлловская педагогика отличалась необычайной гибкостью. Учитель давал лишь общие установки, у него не было традицион­ного подхода к ученикам или традиционных заданий. Высказы­вания многочисленных брюлловских питомцев о методах его за­нят ...