Музыкальная культура

Страница 2

В первые десятилетия Сов. власти был заложен фундамент муз.-обществ. жизни в республике. В Уфе открываются гос. муз. школа (1920), муз. уч-ще [ныне Уфимское училище искусств (УУИ), 1922]; баш. студии при Моск. гос. консерватории и Ленингр. хореограф. уч-ще (1932), готовившие артистич. и композиторские кадры для Башкортостана. В 1938 в Уфе открывается Баш. оперный театр [с 1941 Баш. гос. театр оперы и балета (ТОБ)], в 1939 - Баш. гос. филармония (с муз. лекторием). Большим шагом в дальнейшем развитии баш. проф. музыки стало объединение баш. композиторов и музыковедов в творч. союз в 1940 [см. Союз композиторов (СК)]. В 1930-е гг. наряду с массовой песней осваиваются разл. жанры вок., инструм., хоровой и симф. музыки. В создании произв. для нац. муз. театра принял участие моек. композитор А.А.Эйхенвальд, написавший в содружестве с баш. драматургом М.Бурангуловым оперы "Мэргэн" (1937) и "Ашкадар" (1940). В 1939 баш. композитор Валеев завершает работу над первой нац. оперой "Хакмар" по либретто С.Мифтахова.

Театр оперы и балета РБ. Город Уфа.Огромный вклад в муз. культуру внесли мастера сов. иск-ва, жившие в Уфе в годы Великой Отечественной войны. Композиторы А.Э.Спадавеккиа, Н.И.Пейко, Н.К.Чем6ерджи, Эйхенвальд, Л.Б.Степанов, Ф.Е.Козицкий приняли активное участие в создании репертуара для ТОБ. Были поставлены оперы "Карлугас" Чемберджи, "Акбузат" Х.Ш.Заимова и Спадавеккиа, "За Родину" Ибрагимова и Козицкого, "Айхылу" Валеева и Пейко, "Мэргэн" и "Ашкадар" Эйхенвальда, балет "Журавлиная песнь" Степанова (см. Опера, Балет). Широко велась концертно-просвет. деят-сть силами артистов ТОБ и филармонии, музыкантами Москвы, Ленинграда, Киева, Минска. Событием в муз. жизни респ. и страны стало исполнение в Уфе 1-й ч. "Ленинградской симфонии" Д.Д.Шостаковича в переложении для духового оркестра под рук. И.В.Петрова и приезд автора в Уфу в 1942. Композиторами была создана серия песен-листовок для воинов-фронтовиков, а также подготовлен сб. "Башкирские композиторы - Красной Армии", куда вошли 44 песни. С началом войны учившиеся в баш. студии при Моск. консерватории Р.А.Габитов, Р.А.Муртазин, Займов, Ш.З.Кульборисов, Ш.Ш.Ибрагимов, Х.Ф.Ахметов, а также уфимцы М.З.Баширов, Л.П.Атанова, К.Ю.Рахимов вступили в ряды Кр. Армии. На полях сражений погиб Габитов, был тяжело ранен на подступах к Москве Муртазин.

В нач. 50-х гг., наряду с созданием песен и романсов, композиторы уделяют особое внимание развитию хоровой, симф. и камерно-инструм. музыки. В концертах хора Баш. гос. филармонии звучат "Поэма об Урале" Габитова, кантаты "Башкортостан" и "На просторах полей" Заимова, хоровая сюита "Нефтяники Башкирии" З.Г.Исмагилова, хоры Рахимова, Валеева, Муртазина, Ахметова, воспевающие труд, дружбу народов, призывающие к борьбе за мир. Симф. музыка представлена соч. "Лирическая сюита" Ахметова, "Героическая поэма" Н.Г.Сабитова, "Увертюра на две башкирские темы" Исмагилова, "Праздничная симфониэтта" Муртазина, "Элегия" и "Танцевальная сюита" Валеева (см. Симфоническая музыка). Большим худ. событием этих лет были постановка балетов "Горная быль" Ключарева, "Горный орел" Сабитова и Ахметова, премьера оперы "Салават Юлаев" Исмагилова. Своеобразным итогом развития культуры в послевоен. десятилетие явилась Декада баш. лит-ры и иск-ва в Москве в 1955, где достижения баш. муз. иск-ва получили высокую оценку.

Следующее десятилетие отмечено широким развитием баш. муз. культуры. На ежегодных пленумах СК, в концертах и на оперной сцене показываются новые разножанровые соч., свидетельствующие о творч. росте баш. композиторов. Идут премьеры оперы "Шаура" и муз. комедии "Кодаса" Исмагилова, балетов "Гульназира" и "Люблю тебя, жизнь" Сабитова, муз. комедии "Когда приходит любовь" Кульборисова. Выдающимся муз. явлением стала премьера балета "Черноликие" Заимова и А.Г.Чугаева в 1965. Активизации муз. жизни Башкортостана 60-х гг. способствовало выездное заседание Секретариата СК РСФСР во главе с Шостаковичем в Уфе (1964), к работе к-рого был приурочен показ т-ва композиторов республики. Хоровая капелла РБ.

Важную роль в дальнейшем росте муз. культуры Башкортостана сыграло открытие Уфим. гос. института искусств (1968, УГИИ) на базе организованного в 1961 Уфим. филиала Моск. гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных и создание Баш. гос. хоровой капеллы Мин-ва культуры БАССР (1970). Выпускники УГИИ и др. муз. вузов страны составили новое поколение баш. композиторов, активно участвующих в муз.-обществ, жизни, в создании произв. разл. жанров. В февр. 1976 в Уфе проходил пленум СК Башкортостана, поев. т-ву молодых композиторов и музыковедов республики. В концертах пленума прозвучали песни, романсы и хоровые соч. Р.М.Хасанова, Р.Х.Газизова, М.Х.Ахметова, Д.Д.Хасаншина, А.Х.Габдрахманова, Е.Н.Земцова, фп. соната Л.З.Исмагиловой, "Детская сюита для струнного квартета" С.Г.Шагиахметовой, струнные квартеты Исмагиловой и Земцова. С большим успехом прошла премьера балета "Маугли" М.Ахметова. Творч. отчетом перед широкой общественностью стали 2-я респ. конференция творч. молодежи Башкортостана (1977), 4-й съезд композиторов РСФСР (1979, Москва), 7-й пленум СК БАССР (1980), где баш. муз. иск-во было представлено от произв. композиторов ст. поколения, зачинателей баш. проф. культуры, до новых соч. композиторской молодежи. В 1970-90-е гг. в числе крупных соч. для муз. театра, поставленных в ТОБ, - оперы "Волны Агидели" и "Послы Урала" Исмагалова, балеты "Страна Айгуль" Сабитова, "Легенда о курае" Хасанова, "В ночь лунного затмения" М.Ахметова, оперы "Черные воды", "В ночь лунного затмения" С.А.Низамутдинова, "Акмулла" Исмагилова. Разл. жанры симф. музыки представлены в т-ве Исмагиловой, М.Ахметова, Р.Р.Зиганова, Р.Г.Касимова, Газизова, Хасаншина, А.Р.Сальмановой, Ф.М.Гафурова и др. За поcл. десятилетия заметно расширилась тематика вок. и хоровой музыки, более разнообразными стали ср-ва и приемы композиторского письма. В обл. музыки для детей появились новые яркие песни, хоры, пьесы для разл. инструментов и инструм. ансамбли. Написаны балеты и оперы для детей Сабитовым, Газизовым, Габдрахмановым, Н.А.Даутовым и др.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Регистрация брака
Как стало ясно, понятие “наках” в адыгский язык вошло из арабского и, соединившись с исконно адыгским словом “тхын” (писать), образовало термин “нэчыхьытх”. И в самом деле, в прошлом брачные условия оформлялись по-мусульмански служителем ...

Корни древнерусской иконописи
Христианству на Руси Чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего “образ”, “изображение”) возникла до зарождения древнерусской культуры и получило широкое распростране ...

Особенности развития кинематографа в США
Почти сто лет назад, в начале 1908 г., первые американские кинопроизводители потянулись из колыбели национальной киноиндустрии - Нью-Йорка на Западное побережье, в Калифорнию. Так появился Голливуд - великая фабрика грёз и столица иллюзий ...