Российский музей и интернет

Статьи по культурологии » Музей в хх веке » Российский музей и интернет

Страница 1

Советский музей был в некотором роде вещью в себе. Призванный проводить государственную идеологию, музей ориентировался не столько на показ и просветительскую деятельность, сколько на хранение, комплектование и изучение коллекций. По этой причине запасники советского музея по размерам и качеству не уступали основным коллекциям; по этой же причине наблюдалось зачастую пренебрежительное отношение смотрителей и персонала к посетителям и минимальное разнообразие экскурсионных программ. Это касалось даже знаменитых «экспортно-ориентированных» музеев.

Естественно, что музеи оказались совершенно не готовыми к рынку, тем более что зарождающейся в России рыночной экономике тоже было не до них. Единственным способом выжить виделось выбивание денег из властей, иностранных благотворителей или меценатство.

Но постепенно культура оказалась востребованной, более того - модной и престижной, оказалось, что за "культурный досуг" люди готовы пла­тить, и платить немало. Ну и, конеч­но, дети: выяснилось, что родителей не устраивает то, что их дети играют в компьютер и смотрят боевики, на­до бы их к искусству приобщить. Совпали основополагающая функ­ция музейного дела - культурное просветительство и интересы музей­ного бизнеса, которые требуют от­крытости, увлекательности, позна­вательности, то есть того же культур­ного просветительства.

Чтобы зарабатывать, надо что-то де­лать. Важнейшим ресурсом музеев является общественная значимость. Государственная помощь (не обязательно федеральных властей, но в первую очередь именно регио­нальных), спонсорская поддержка, гранты - основа финансирования му­зея. Но взаимовыгодное сотрудни­чество имеет куда больше шансов на успех. Эрмитаж по своему статусу получал бы ка­кие-то деньги, но Эрми­таж - центр культурной жизни города, участву­ющий в массе культур­ных программ, имеет куда больше возможностей их заработать.

Один москов­ский музей в течение нескольких лет ходил с протя­нутой рукой, а когда перестро­ил экспозицию, разрешил "тро­гать руками" и сидеть на некото­рых экспонатах (благо все равно обивка уже не аутентичная) - пош­ли посетители, нашлись спонсоры, посыпались гранты. Потому не причуда и не блажь - по­стеры и рекламные плакаты Эрмита­жа по всему городу и всякие акции. Как не причуда и не блажь специаль­ные шоу для детей, что устраивает Дарвиновский музей в Москве.

Музей должен быть общедоступен, и потому только может зарабатывать. Эта формула директора Метрополи­тен-музея 20-х годов актуальна и сей­час. Исходя из этой формулы, бес­платные дни (или дни оплаты по фор­муле "кто сколько может") - это не расточительство, а рациональный под­ход. Такие дни дают возможность по­сещать музеи студентам, детям необе­спеченных родителей, которые со­ставляют значительную часть аудитории. Это способ­ствует общественной значимости и да­ет возможность получать ресурсы го­сударственных и негосударственных фондов (часто они и даются под такие условия). Статистика нью-йоркских Музея современного искусства и Ме­трополитена показывает, что поступ­ления в кассу в дни "кто сколько мо­жет" часто немногим меньше обыч­ных. Кстати, специалисты из этих му­зеев уверяют, что "каждодневная" дифференциация оплаты или сниже­ние средней цены (как это распрост­ранено в большинстве наших музеев) куда менее эффективна.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

“Новое мироощущение” Австро-немецкого импрессионизма
Осмысление импрессионизма и теоретическое его обоснование было интенсивным в немецкоязычном регионе Западной Европы. Объясняется это не только склонностью немцев к теоретизированию, но и тем обстоятельством, что импрессионизм пришел в это ...

Мавзолей в Галикарнасе
Мавсол был правителем Карии, входившей в персидскую империю, с 377 по 353 гг. до н. э. Столицей области был Галикарнас, ставший под названием Бодрум туристическим центром в современной Турции. Мавсол сменил своего отца в качестве повелит ...

Зритель и выбор репертуара
Вопрос, который тоже непосредственно связан с взаимодействием актера и зрителя, это то, как зритель влияет на выбор пьесы, распределение ролей и репетиционный процесс? Взглянешь иногда на сводки: какие пьесы, сколько раз, в скольких теат ...