Стоянки Ахметово I и Ахметово II

Страница 3

Таким образом, стоянка Ахметово I представляет собой своеобразный памятник в культуре населения которого прослеживаются как древние черты срубной культуры, так и черты, роднящие его с восточными и северными памятниками. О связях с Зауральем неоспоримо свидетельствует находка на последней керамики с примесью талька в тесте.

Такая керамическая масса характерна только для зауральской посуды и в Приуралье во всех памятниках, где только она известна, является привозной.

Стоянка Ахметово II. Останки сильно разрушенного древнего поселения находятся в с. Ахметово на берегу небольшого озера Менязи, представляющего собой старицу р. Белой.

Во время раскопок останков стоянки на глубине (0,8-1 м) было вскрыто 11 погребений, очертания могил проследить в черноземе не удалось. Костяки взрослых и детей лежали в вытянутом положении на спине, головой на запад или запад-северо-запад. Руки погребенных там, где кости их сохранились, были или вытянуты, или слегка согнуты в локте так, что кисти их лежали примерно на поясе. Часть костяков, особенно детских, была очень плохой сохранности. Вещей при них не было, так что определить их возраст и культурную принадлежность не удалось.

Антропологическое изучение скелетов из погребений было произведено Т.А. Трофимовой.

Коллекция, собранная во время раскопок стоянки, состоит из каменных орудий, глиняного пряслица, обломков глиняной посуды и костей животных. Каменных орудий всего два экземпляра – пест и отбойник.

Отбойник из светло-серого кремня имеет полушарную форму. Его верхний конец – ровная круглая плоскость. Рабочий конец округлый и весь покрыт мелкими выбоинами – следами работы. Диаметр – 3 см, высота около 4 см.

В коллекции выделено более 50 сосудов. Все они лепные. Крупные обломки встречаются редко, а из целых сосудов найдена всего одна маленькая круглодонная чашечка. Реставрировать удалось два сосуда – небольшую плоскодонную чашечку и деформированный сосуд без орнамента.

Формы сосудов, насколько можно судить по их фрагментам, следующие: 1) крупные сосуды баночной формы с прямыми или загнутыми внутрь краями; 2) горшки, близкие к острореберным; 3) горшки со слегка отогнутой шейкой и выпуклыми стенками. Внешняя и внутренняя поверхность сосудов обработана в большинстве своем грубо. Орнамент расположен в основном в верхней части сосудов, изредка возле дна. Он состоит из ямочек, отпечатков зубчатого штампа, разных линий и их сочетаний.

К эпохе развитого железного века относятся обломки двух лепных тонкостенных сосудов из хорошо отмученной глины с примесью песка. Они хорошо обожжены, внутренняя и внешняя поверхности тщательно заглажены. Очень мелкий «ювелирный» орнамент состоит из горизонтальных поясков мелкозубчатого штампа и резных линий на шейке и плечиках сосуда. В верхней части шейки отпечатки штампа образуют двойную елочку, ниже двойные горизонтальные оттиски, разделенные зонами прочерченных линий.

Костей животных сравнительно немного. Они плохой сохранности и, согласно определению В.И. Цалкина, принадлежат домашним животным. Из костей диких животных найдены лишь кости лося. По-видимому, древнее население стоянки занималось домашним скотоводством и охотой. Но расположение стоянки на берегу р. Белой , до последнего времени богатой рыбой, позволяет предполагать занятие рыбной ловлей.

Хотя в коллекции нет предметов, указывающих на земледелие, однако наличие в керамике посуды срубного типа позволяет предполагать занятие жителей поселения земледелием, которое являлось одним из основных элементов хозяйства племен срубной культуры, чьи поселения и могильники расположены поблизости от с. Ахметово, по берегам р. Белой и ее притоков Кармасана и Чермасана. Однако низкая техника земледелия и скотоводства того времени заставляют предполагать, что прокормить население поселка могло лишь комплексное хозяйство: скотоводство, земледелие, охота, рыболовство и собирательство.

Страницы: 1 2 3 

Поплярное на сайте:

Религия майя
Судя по текстам рукописей, жрецы майя разработали сложное мистическое учение о богах, главным образом в связи с календарем, летосчислением и астрологией. Согласно их учению, у них было 13 богов, которые правили людьми на земле, и 9 богов ...

Экзистенциализм
В конце 40- начале 50-х гг. французская проза переживает полосу «засилья» литературы экзистенциализма, который оказал на искусство влияние, сравнимое лишь с влиянием идей Фрейда. Сложился в конце XIX – начале XX века в трудах Хайдеггера и ...

Национальный японский костюм
Любой национальный костюм так или иначе отражает особенности материальной и культурной жизни народа, в том числе и национальный характер. Это в полной мере относится и к кимоно, которое в XX веке приобрело большую популярность в мире. Тип ...