Скульптура

Страница 1

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н. э. С IV в. до н. э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было принято специальное решение, по которому многие из них были сняты. Бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э.- греческими скульпторами. Массовое производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных произведений, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим.

«Появлению первых скульптурных портретов римляне обязаны культу предков, который был среди них весьма распространен. Каждый уважающий себя римлянин стремился иметь в специальном шкафчике, помещавшемся рядом с домашним алтарем, бюст уважаемого прадедушки, а еще лучше, целую галерею скульптурных портретов представителей своего семейства, по преимуществу покойных. Спрос, естественно, породил предложение, однако мастерство древнеримских скульпторов в тот момент оставляло желать лучшего. Дело в том, что римляне, заказывая бюст предка (обычно только что скончавшегося почтенного пожилого мужчины), неукоснительно и с завидной настойчивостью требовали от мастера соблюдения единственного правила – бюст должен быть как можно более похож на оригинал».

Соблюсти это условие оказалось, судя по всему не так уж просто: и греки, и этруски предпочитали изображать какой-нибудь обобщенный тип красоты, не особо заботясь о детальном сходстве. Поэтому учиться римским скульпторам было, в общем-то, не у кого. Однако они нашли выход! Промаявшись какое-то время с капризными заказчиками, римские мастера начали просто снимать со своих моделей гипсовые маски (понятное дело, посмертные), по которым специально обученный раб и изготавливал точно повторяющие их мраморные бюсты. Естественно подобная технология не прибавляла изображению жизненности, зато досконально передавала портретные особенности.

Рис. 15 Римлянин с изображением предков

Снятые с умерших восковые (или гипсовые) маски, которые затем хранились в главной комнате (tablinum) римского дома. Эти маски выносились из дома во время торжественных празднеств, и чем больше было таких масок, тем знатнее считался род. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски.

«Восковые (гипсовые) маски, снятые с лиц умерших членов рода, украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процессии. Позднее эта традиция питалась практической потребностью сохранения для потомства точного изображения индивидуального лица, а также прославление участников исторических событий. Римские мастера работали в камне, мраморе и бронзе.»

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Высказывания Шагала
Ø Лично я не уверен, что теория -- такое уж благо для искусства. Ø Импрессионизм, кубизм -- мне равно чужды. Ø По-моему, искусство -- это прежде всего состояние души. А душа свята у всех нас, ходящих по грешной земл ...

Кубизм. На примере творчества П. Пикассо
Сложившиеся в 1900-е годы худо­жественные тенденции, для которых характерно выраженное в полемической форме противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом, получили название аванг ...

Божественный зверинец Египта
Во времена египетских фараонов, когда вдоль извилистых берегов Нила высились огромные храмы, присутствие богов ощущалось по всюду, даже среди заселявших землю животных. Лежащий в иле гиппопотам хранил дух Таурта, помогающего при деторожде ...