Организация комитетов в Палате общин

Страница 1

В Палате общин действуют постоянные, специальные, сес­сионные комитеты. Образуются также объединенные коми­теты обеих палат Парламента.

Члены комитетов назначаются не палатой в целом, а Комитетом по отбору (Committee of Selection).

Комитет по отбору образуется Палатой общин в начале каждой сессии в составе 11 человек. Фактически члены этого комитета назначаются по соглашению между лидерами пар­тий в Палате общин.

При формировании комитетов Комитет по отбору исходит из соотношения двух партий в Палате об­щин так, чтобы они были представлены в комитете пропор­ционально количеству мест в палате. Комитет по отбору руководствуется также квалификацией кандидатов.

Постоянные комитеты создаются в начале работы пар­ламента нового созыва на срок его полномочий. Их основное назначение — постатейное рассмотрение биллей. Не суще­ствует каких-либо ограничений числа комитетов. Обычно в палате функционирует семь-восемь таких комитетов. Комитеты именуются условно — А, В, С, D и не специализируются по каким-либо вопросам. Един­ственные комитеты, которым присуща специализация, но не отраслевая, а территориальная, — это Большой Шотланд­ский комитет, Большой Уэльсский комитет, Североирланд­ский комитет. Имеется также комитет по рассмотрению бил­лей частных членов.

Большое влияние на организацию и деятельность посто­янных комитетов оказывает спикер. Он решает вопрос, в ка­кой постоянный комитет направить законопроект. Председа­тели постоянных комитетов назначаются спикером по его ус­мотрению.

Члены комитетов вправе предлагать поправки к любой обсуждаемой статье, а также предлагать новые статьи к биллю.

В составе постоянного комитета от 15 до 50 депутатов. Во время заседаний они располагаются, как и в Палате об­щин, — слева от председателя сидят члены оппозиции, спра­ва — члены правительства. «Кнуты» наблюдают за работой комитетов и следят, чтобы во время заседаний имелся кворум постоянного комитета – 12-15 человек, в зависимости от общего числа членов.

Министры, в обязанности которых включено проведение за­конопроекта через постоянные комитеты, выступают в комитете от имени правительства.

Заседания постоянных комитетов открыты для публики. Содержание их заседаний публикуется в стенографических отчетах.

Специальные комитеты (Select Committees) - второй основной вид комитетов палаты. Их члены также выбираются Комитетом по отбору. Специаль­ные комитеты состоят из 10-15 членов палаты.

В отличие от постоянных, специальные комитеты функционируют на постоянной ос­нове. Некоторое число специальных комитетов учреждается из года в год в начале каждой сессии. В связи с этим такие комитеты получили наименование «сес­сионных» (сессионные комитеты).

Существует 14 специальных комитетов.

Основная задача специальных комитетов - рас­следование и проверка деятельности основных министерств. Поэтому система специальных комитетов привязана к структуре министерств. Это комитеты: по обороне; внутренним делам; иностран­ным делам; финансам и гражданской службе; энергетике; промышленности и торговле; транспорту; сельскому хозяй­ству; занятости; окружающей среде; образованию; науке и искусству; социальным делам; шотландским делам; вал­лийским делам. Кроме того, имеются специальные коми­теты по европейскому законодательству, по делам парламентского уполномоченного и пр.

Система специальных коми­тетов была реорганизована в 1979 году. Существовав­шая до этого система специальных комитетов не давала депутатам возможностей тщательно исследовать правитель­ственную деятельность. Об английских парламентариях говорили, что они с завистью смотрят на американских конгрессменов, прово­дящих тщательное расследование правительственной дея­тельности. Реорганизация системы специальных комитетов в Англии проводилась с учетом американского опыта.

Комитет свободен в выборе конкретно­го предмета расследования. Он не должен получать для этого какого-либо одобрения со стороны правительства. Ко­митеты имеют право требовать представления необходимых для проведения расследования документов, назначать экспертов, вызывать свидетелей. Свидетель, отказавшийся явиться, вино­вен в неуважении к Палате общин (формально палата наде­лена правом заключить такое лицо в тюрьму).

Прави­тельство практически всегда присылает министра на заседание специального комите­та, но этот вопрос решается не комитетом, а премьер-министром.

На заседаниях комитета могут присутствовать и посторон­ние лица, если палата не примет иного решения. Заседания могут проходить и при закрытых дверях. В этом случае на них не может присутствовать никто из посторонних лиц, в том числе и депутаты, не являющиеся членами комитета.

После окончания работы комитет составляет доклад, ко­торый представляется Палате общин.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

История росписи ткани
Искусство украшения тканей известно с давних времен. Сначала появился ткацкий рисунок, который создавали особым переплетением нитей в процессе изготовления тканей. Позднее рисунок стали наносить кучным способом. Еще позднее были изобрете ...

Регистрация брака
Как стало ясно, понятие “наках” в адыгский язык вошло из арабского и, соединившись с исконно адыгским словом “тхын” (писать), образовало термин “нэчыхьытх”. И в самом деле, в прошлом брачные условия оформлялись по-мусульмански служителем ...

Поп-Арт
«Поп-арт» (англ. pop art, от pop — отрывистый звук, лёгкий удар, хлопок, похожий на хлопанье пробки, буквально — искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект; трактуется также как сокращение от английского popular art — популярное, ...