Додинастический период

Страница 1

Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам, но сравнительно последовательную картину о слагавшемся здесь обществе мы можем представить себе, начиная с 5 тысячелетия до н. э. По найденным в раскопках предметам, остаткам селений и погребениям видно, что человек тогда жил здесь в условиях первобытнообщинного строя, основанного на примитивном земледелии и скотоводстве. Большое значение еще имели охота и рыболовство. Ввиду почти полного отсутствия дождей земледелие в Египте возможно только благодаря ежегодным длительным нильским разливам. Пропитывая влагой землю, воды Нила оставляли на ней слой ила и создали столь плодородную почву, что даже при обработке ее примитивными орудиями можно было получать больше продуктов, чем это было нужно для прокормления людей, непосредственно занятых земледелием. Это создавало возможность для раннего появления эксплуатации чужого труда. Отдельные общины начали применять для работ по искусственному орошению полей рабов — вначале еще немногочисленных, что обострило развитие имущественного неравенства внутри общин. Появляются зачаточные формы государственной власти, аппарата угнетения, созданного в интересах нарождавшегося класса рабовладельцев. Между общинами длительное время шли войны из-за земель, каналов и рабов. Во второй половине 4 тысячелетия образовались два больших государственных объединения, Северное и Южное, а около 3000 года до н. э. Юг подчинил себе Север. Возникло единое египетское государство.

Как и всюду, в долине Нила человек сначала жил в ямах и пещерах и устраивал навесы и шатры из натянутых на шестах шкур и плетенок. Постепенно появились хижины, слепленные из комков глины или сплетенные из тростника и обмазанные глиной, в которых верхушки тростников связывались наверху, образуя крышу. Жилища вождей племен и племенные святилища вначале делались таким же образом, как и хижины, и выделялись лишь размерами. На кровле святилища или в его ограде укрепляли фетиш — изображение почитавшегося здесь духа. Позднее для постройки жилищ начали изготовлять кирпич-сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позже — стеной.

Итак, мы видим, что в додинастическом периоде архитектура еще слабо развита. Но, несмотря на это египтяне усовершенствовали строительную технику. Они стали использовать кирпич-сырец, что привело к изменению формы жилищ – появляются прямоугольные строения, состоящие из нескольких помещений.

Рассматривая этот период нельзя не вспомнить о погребениях и гробницах. Египтяне стали уделять этому большое внимание.

Погребения 1—11 династий были сосредоточены главным образом в районе Мемфиса и Абидоса - города, игравшего важную роль в древнеегипетской религии. Обилие захоронений и характер их оснащения говорит о дальнейшем развитии культа мертвых, оформившегося в ту эпоху в сложную систему верований в вечную жизнь в загробном мире. Основная роль в нем отводилась погребальному ритуалу, цель которого заключалась в сохранении тела умершего и обеспечении его загробного существования. Для этого сооружались гробницы, куда помещались трупы, пропитанные особыми смолами, чтобы уберечь их от тления.

Обряд мумификации в то время был еще несовершенен, а потому в конце Раннего царства в гробницу стали, помещать статую покойного, чтобы душа могла воплотиться в ней, обретя тем самым свою материальную оболочку. Изменилась и планировка гробниц:

появляются наземные сооружения, увеличивается подземная часть. Такого типа гробницы были обнаружены в большом количестве в Саккара - некрополе Мемфиса. Они значительно совершеннее погребений культуры Негада. Здесь можно отметить самое раннее применение камня в строительной технике и появление свода.

Раскопав гробницы фараонов Аха и Джера в Саккара, ученые встретились со странным явлением - наличием у этих же фараонов уже ранее найденных в Абидосе гробниц, причем в некоторых из них были обнаружены стелы. Следовательно, фараоны имели несколько захоронений, одно из которых было местом погребения, другие являлись ложными — то есть кенотафами. По-видимому, этот факт объяснялся традицией возводить гробницы в Нижнем и Верхнем Египте, которая, несмотря на объединение страны, продолжала жить. Нельзя с полной уверенностью утверждать, что гробницы в Абидосе являлись ложными, поскольку и на территории некрополя Саккара было найдено несколько мастаб с именем одного и того же лица. В гробницах Абидоса наземные сооружения не сохранились. Фасады ряда царских погребений в Саккара были подчеркнуты изображением бычьих голов, размещенных на невысокой приступке, со вставленными в них настоящими рогами. Подобная традиция восходит к глубокой древности. Во многих культурах эпохи верхнего палеолита можно встретить подобные изображения животных, условно называемые натуральным макетом. Объяснение этому явлению мы наводим в круге тотемистических представлений. Прием выделения фасада гробниц в Саккара подтверждает подлинность данных захоронений, ибо бык имел символическое значение в культе правителя, как мы уже видели на додинастических палетках. Подобные представления, видимо, распространялись и на цариц, поскольку фасад усыпальницы царицы Хер-Нейт оформлен так же. Ее гробница представляла собой монументальное сооружение с четким планом, состоящее из наземной и подземной частей. Отделка погребальной камеры сочетала деревянные и каменные конструкции, что было характерно для строительных приемов Раннего царства. Ее украшали рельефные изображения львов — хранителей гробницы.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Происхождение и характер голландской живописи
Временем рождения голландской школы считаются первые годы XVII века. Эта школа относится к великим школам живописи и является независимой и самостоятельной школой, обладающей уникальными и неповторимыми особенностями и самобытностью. Это ...

Стены и башни Кремля
Стены и башни Кремля, которые стоят и сейчас, были выстроены при великом князе всея Руси Иване III Васильевиче в 1485-1495 гг. Возвели их итальянские архитекторы Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Марко Фрязин (Марко Руффо), Петр Фрязин (П ...

Барокко
Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Этот художественный стиль преобладал с конца 16-го до середины 18-го в. и был призван прославлять могущество знати и церкви. Для искусства барокко характерно преувеличение во ...