Мужская и женская одежда

Страница 2

Вышивки на рубахах восточных мариек было значительно меньше, чем на рубахах луговых, и располагалась она на груди и подоле. Вышивка на рубахах пермской губернии была ажурной с ясно очерченным узором. В расцветке преобладали темные тона – черный, темно-красный, коричневый.

Под рубахой марийки носили штаны («ялаш», «полаш»). Шили их из холста, и по своему покрою, они были аналогичны с чувашскими; к верхнему краю штанов пришивались завязки. Восточные марийки также носили штаны, но шили их из пестряди на вздержке, как и соседи их, башкиры.

Поверх рубахи марийки надевали передник (ончалосакие). Луговые шили передник из холста без грудки и украшали его вышивкой. Восточные и горные носили передник с грудкой. Первые часто шили его из цветной пестряди, а вторые – из добротной белой ткани, и не только с грудкой, но и с крылышками (подобно чувашским), передник с грудкой украшали вышивкой и обшивали кружевами. Как только у рубах стали исчезать нагрудные вышивки, появилась потребность в переднике с нагрудником.

В качестве верхней летней одежды у мариек была распространена

холщовая одежда в виде распашного кафтана («шовыр», «шобр»). У восточных мариек летние кафтаны напоминали башкирские и татарские камзолы; шили их в талию с клиньями, иногда без рукавов. Встречались кафтаны из белого, черного и зеленого сукна (см. прил. фото 9). Зеленые кафтаны являлись свадебной одеждой для невесты и свахи.

Осенью женщины одевали кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов. Воротник был четырехугольной или овальной отложкой. Его обшивали кумачом, а иногда украшали маленькими ниточками из бисера и монет.

Зимой марийки носили овчинную шубу («ужга) такого же покроя, как и суконный кафтан со сворами.

Верхняя одежда уральских марийцев по покрою не отличалась от одежды марийцев Поволжья. Женщины шили распашные кафтаны – «елан» из черного сатина с отрезной спинкой и сборами по талии (см. прил. фото 10). Подол и борта елана обшивались цветными лентами. На время моления одевали другой кафтан – «шобр», «шовыр» - из белого холста.

Головные уборы замужних мариек были весьма различны по своей форме и способу ношений.

Головной убор под названием «шимакш» носили луговые и восточные марийки, живущие на территории уздов Уртумского, Елабужского, Бирского, Красноуфимского.

Шимакш, пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову (см. прил. фото 11). Все поле холста вышивали нитью или шелком, а нижний край шимакша, спускавшийся на спину, обшивали еще бахромой из шерсти. Шимакш укреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который в свою очередь надевали на скрученный пучок волос. Луговые марийки носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой («пылышмович»).

Наряду с обычным холщевым платком носили еще «солык» - узкую налобную повязку с вышитыми концами. Солык надевали пожилые марийки, когда ходили на молебствие. Девушки же ходили с раскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю».

Замужние женщины носили остроконечный головной убор «шнашобычо». Он имел сходство с убором «шимакш». Острый вверх головного убора нависал над лбом, а полотенчатый низ спускался по спине. Его наружную сторону покрывали вышитые узоры. Сюда же пришивались монеты, раковины каури, бисер. В наши дни «шнашобычо» вышло из повседневного употребления и надевается только по большим праздникам. В быту его чаще называют «шлыком». Это слово заимствовано у татар.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Исторический очерк
Что означает «эллинизм»? Для одних он означает новую культуру, состоящую из греческих и восточных элементов; для других- распространение греческой культуры на страны Востока, для третьих- продолжение, развитие чистой линии все той же боле ...

«Бедствия войны»
Но каковы же должны быть бедствия народа, коль скоро он на такое решается! Чем грозит покорность, если ей предпочитают безнадежное сопротивление? Каков, наконец, должен быть порыв духа, коль скоро в нем растворяется даже ужас смерти! И в ...

«Оскар»
Премия «Оскар» вручается каждый год с 1929 года. Для участия в 1929 году нужно было заплатить 10 долларов. Желающих оказалось 250 человек. Все они поместились в банкетном зале отеля «Голливуд-Рузвельт» в Лос-Анджелесе. Эта была единственн ...