Мужская и женская одежда

Страница 1

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди (см. прил. фото 2) Воротника обычно не было, разрез ворота делали на правой стороне груди; вместо пуговиц пришивали завязки. Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок .

Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.

Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.

Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр», «шобыр») со сборками типа русской поддевки.

Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.

На голове марийцы носили шерстяную домашней вызки шабку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. В деревнях близ татарских селений носили круглую восточную шляпу с довольно широкими загнутыми кверху полями, похожими на татарскую, в остальных районах головной убор марийцев напоминал грешиевик. Зимой носили обычно белую баранью шапку с черным суконным верхом.

На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые окучи.

Женский костюм был сложнее мужского (см. прил. фото 4,5). Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.

Рубаха («тувыр», «тучир») служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Покрой рубахи был прямой, тупикообразный. Одно перегнутое поперек полотнище составляло перед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага. Рубаха достигала щиколоток, но при ношении с поясом она подбиралась вверх до колен, образуя пазуху. Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. В одних местах марийцы делали разрез посередине груди, в других делали разрез на правой стороне, как и в мужских рубахах, и благодаря этому нагрудная вышивка, располагающаяся по разрезу, была ассиметрична. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой.

Наиболее богатую вышивку имели рубахи центральных и юго-восточных населений марийцев. Вышивка эта была плотной, ковровой, выполнялась шерстью. Основные цвета: темно-красный и темно-синий. Синий иногда переходил в черный, выполнялись контуры рисунка, желтый и зеленый служили дополнительными цветами.

Рубахи восточных мариек несколько отличались от рубах луговых и горных. Так, например женскую рубаху у них шили часто не только из белого холста, Нои из пестряди, а рукава из фабричных тканей. На ее покрое также отразилось влияние татар и башкир. Рубаха восточных марийцев обычно состояла из двух частей. Верхняя часть (до высоты бедер) была туникообразной, а низ делался шире и составлявшийся из нескольких полотнищ, причем на подол нашивали оборку из цветной фабричной ткани. Нагрудный разрез был прямой, а воротник стоячий даже иногда отложной. Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, как у рубах татарских и башкирских женщин, а ворот завязывался тесемкой. Рубаху часто носили без пояса.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Сандро Боттичели
Боттичелли был превосходным мастером рисунка, составляющего основу флорентийской живописи кватроченто. Имя его вписано в плодотворный и заме­чательный период развития искусства Тосканы - вто­рую половину XV века. Личность Сандро было бы т ...

Осмотр дома
Осмотреть дом старшие и родители девушки доверяли двум-трём мужчинам, которые пользовались уважением, отличались своей честностью и правдивостью. Не обязательно, чтобы они состояли в родстве с фамилией девушки. Смотрители не скрывали ни с ...

Эпоха на рубеже XIX – XX в.в
Творчество Врубеля приходится на конец XIX начало XX в.в. Это время формирования нового стиля. Этот стиль в разных странах получает разные названия: во Франции, Бельгии и Англии – это «Арнуво», в Германии – «Югендстиль», в Австро-Венгрии ...