Леонардо Да Винчи

Статьи по культурологии » Леонардо Да Винчи

Страница 3

Возможно, Джинерва была действительно холодна или же житейские обстоятельства заставили ее вступить в брак без любви, во всяком случае, трудно избежать чувства, что Леонардо она не нравилась – или же ему не нравились все женщины. Картина пронизана меланхоличным настроением ,написана в темных ,сумеречных тонах. Бледность лица Джинервы резко контрастирует с темной массой листвы у нее за спиной (там изображен можжевельник ,который итальянцы называют «Джинерва»).Задний фон картины погружен в густой туман ,созданный с помощью мазков маслом ,наложенных один на другой ,которые смягчают контуры предметов и делают неясными их формы. Этот эффект называется сумато. Нежный ,обволакивающий туман создает атмосферу , подобную сну , и в ней внутренняя природа предметов и людей выявляется глубже ,нежели в резком свете дня.

После портрета Джинервы Леонардо вступает в период жизни, наполненный темой Мадонны с младенцем. Приблизительно с 1476 по 1480 год он создает серию этюдов на эту тему. Некоторые из них превратились в картины, другие же так и остались набросками. Что касается картин, то «Мадонна с цветком», «Мадонна Лита» и «Мадонна Бенуа» (обе в Петербурге) пребывают в столь плачевном состоянии, что только детали могут принадлежать кисти Леонардо. Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем – ни будь другим.

Предварительные наброски, которые Леонардо всегда держал перед собой ,когда писал своих Мадонн - некоторые так и не превратились в картины - представляют для исследователей наибольший интерес. На одном таком наброске , ныне находящемся в Виндзорском замке в Англии , изображена Мадонна с младенцем вместе с маленьким святым Иоанном – самая ранняя композиция подобного рода , созданная рукой Леонардо. В Библии нет сведений ни о том, что Иисус и Иоанн встречались в детстве ,- это всего лишь средневековая версия , которая имела глубокий смысл для художников Флоренции ,небесным покровителем которой считался Иоанн Креститель. Хотя Иоанн на рисунке Леонардо выглядит совершенно естественно и производит впечатления простого дополнения к композиции , такой великий авторитет в истории развития искусства Возрождения ,как Бернард Бернсон , указывал на то ,что добавление святого приводит к точной уравновешенности композиции ,которая приобретает таким образом вид пирамиды. Позднее Леонардо значительно развил именно пирамидальные композиции ,ставшие своего рода знаком мастеров Высокого Возрождения вообще и Рафаэля в особенности.

Свобода линий и легкость пера Леонардо продолжают вопрос: почему этой легкости нет в живописных полотнах , изображающих Мадонн ,которые

Все равно кажутся тяжелыми? В искусстве Кватроченто существовало две не связанные друг с другом традиции. Одна ,представлена Фрафилипом и Боттичелли , считала ,красивой прихотливую линию ; другая ,к которой принадлежал учитель Леонардо Верроккио ,настаивала на научном подходе к изображаемому . По наклонностям Леонардо тяготел к первой традиции , однако интеллект и выучка склоняли его ко второй .

В искусстве Возрождения существовало много « Поклонений волхвов» ,в которых фигурировали как волхвы ,так и пастухи .Но Леонардо решил уйти от повествовательности ради изображения благоговевшего чувства ,которое вызывает у христианина невероятное событие – появление на земле Сына Божия. Он решил интерпретировать историю и включил все человечество. Один искусствовед насчитал шестьдесят шесть фигур.

Один из первых набросков хранится в Лувре .На нем можно увидеть множество фигур , скопившихся вокруг Мадонны. Это пробный набросок , полный мыслей, не нашедших развитие в дальнейшей работе. Другой набросок сделан пером. Здесь Леонардо полностью следует Брунеллески :прямые линии создают в центре доминирующую точку ,так что возникает желание дотронуться до нее пальцем. Однако очарование рисунка связано не с точностью перспективы, но с изображениями фигур и животных. Они ,если прибегнуть к словам , которыми часто пользуются современные художники ,- бурные ,неистовые ,дикие. На фоне руин – лошади ,управляемые обнаженными всадниками ,вздыбленные ,упирающиеся ,брыкающиеся. Обнаженные фигуры карабкаются вверх по ступеням ,а на верху ,у балкона , люди и животные слились в одном неистовом клубке. Почему Леонардо создал такую композицию? Дело в том, что он чувствовал связь всего в этом мире – деревьев ,цветов ,животных ,людей. Все они охвачены мистическими порывами ,соответствующими событию. И если человек в таком состоянии способен кричать ,то почему же лошадь не может встать на дыбы?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте:

Условия работы актерского воображения
Можно предположить, что по той же схеме происходит взаимодействие актера с персонажем во время спектакля. Естественно, что для этого требуется высокий уровень воображения, особая профессиональная культура. Для достижения вершины актерског ...

Отдел истории культуры и искусства античного мира
Отдел истории культуры и искусства античного мира располагает коллекцией, насчитывающей свыше ста шести тысяч памятников культуры и искусства Древней Греции и Рима, античных колоний Северного Причерноморья и Древней Италии. Большинство из ...

Внешность и поза
Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия - темноволосым с длинной зао ...