Леонардо Да Винчи

Статьи по культурологии » Леонардо Да Винчи

Страница 7

Вторая трудность заключалась в выделении Иуды – так , чтобы зритель сразу его узнал . С самого начала христианского искусства и до времени Леонардо эта задача обычно решалась так : Христос и его одиннадцать учеников размещались с одной стороны , а Иуда - с другой .Даже художники Раннего Возрождения , уже отошедшие от традиционных трактовок религиозных тем , как правило , не находили лучшего решения : это хорошо видно на самых известных «Тайных вечерях»Кватроченто , выполненных Андреа дель Кастаньо и Доменико Гирландайо ,учителем Микелеанджело .

Леонардо подходил к своей «Тайной вечери» целых пятнадцать лет ; на одном из набросков «Поклонения волхвов» появляется группа слуг , занятых оживленной застольной беседой , рядом с ними фигура Христа. А уж перед решающим моментом ,когда предстояло подойти к стене Санта Мария делле Грацие ,он наверняка сделал множество предварительных эскизов; среди них сохранилось много рисунков , относящихся к отдельным образам , и только два – к композиции в целом . Почти до самого начала работы он плохо представлял себе выделение Иуды обычным образом ;но в дело вмешался его гений.

Леонардо много размышлял над тем ,как показать в живописи человеческие эмоции . Одна из ключевых фраз в его «Трактате» такова : «У художника две цели : человек и проявление его души. Первая проста ,вторая трудна , потому что он должен раскрыть ее с помощью движения» . Просто гримасы не представляли для него интереса – за исключением безобразных лиц; именно движением ,жестом он старался выразить чувства . Это исключительно итальянское свойство , как писал об этом Гете в своем эссе о «Тайной вечери»: « У представителей этого народа тело одухотворено , каждая часть его ,каждый член участвуют в выражении чувств , страсти ,даже мысли . Изменяя положения тела ,делая жест рукой ,итальянец как бы говорит: « Вот в чем моя забота! – Входи! – Перед тобой негодяй - будь с ним осторожен! – Его жизнь продлится не долго ! – Вот критический момент ! – Внемли – и ты услышишь меня!». Эта национальная особенность могла привлечь только Леонардо , который находился на высшем уровне восприимчивости ко всему ,что было характерно , и именно в этом отношении картина перед нами ошеломляюще необычная , так что , глядя на нее с этой точки зрения , невозможно вдоволь наглядеться».

В своих заметках Леонардо перечислил несколько жестов , которые казались ему подходящими для картины – некоторые из этих жестов он сохранил , другие отбросил . «Тот ,кто только что пил ,поставил стакан на стол и повернул голову в сторону говорящего (зачеркнуто). Другой сжал пальцы рук и с нахмуренным видом повернулся к своему соседу (зачеркнуто), Третий протянул руки и раскрыл ладони ,голова его втянута в плечи , на устах удивление ( Святой Андрей). Еще один что – то говорит в ухо своему соседу , а тот повернулся к нему с живым интересом , в руках у него нож ( святой Петр) …а еще один , который тоже держит нож , повернулся и ставит на стол стакан». Последний жест был сохранен , но несколько видоизменен и оттеснен к Иуде , который сжимает в руке не нож , а кошелек с деньгами и вместо стакана ставит на стол соль , согласно суевериям ,считавшуюся символом угрожающего или неизбежного зла.

Лица на картине , за исключением лица самого Христа ,по слухам , были списаны с обычных людей , которых Леонардо встречал в Милане и окрестностях . Для Господа он , по видимому, нашел двоих натурщиков , как сказано в его заметках : «Христос: граф Джовани ,который служит при дворе кардинала де Мортаро… Александро Кариссимо из Пармы для рук Христа». В конце концов Христос становится как бы обобщением : глубоко трогательная ,соотнесенная с вечностью фигура .Вечностью ,которую Леонардо обозначил спускающеюся с плеча Христа мантией холодного голубого цвета – цвета отстраненности . Чтобы нарисовать Иуду , Леонардо потратил много времени , посещая притоны , куда заглядывали миланские преступники , так что приор Санта Мария делле Грацие пожаловался Сфорца на его «лень». Леонардо отвечал , что у него возникли трудности – он ищет лицо Иуды , но может воспользоваться лицом приора ,если время поджимает .

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Поплярное на сайте:

Культура как фактор, регулирующий условия проявления человеческих возможностей
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которы ...

Импрессионизм в изобразительном искусстве. История возникновения
Для выдающихся художников всех времен и народов всегда был свойственен реализм. Конечно, Гомер и Шекспир, Сервантес и Гете, Микеланджело, Рембрандт или Рубенс были величайшими реалистами. Но, как могучее художественное движение, реализм с ...

Искусство времени нового царства
Эпоха Нового царства открывается вступлением на престол XVIII династии, правившей более двух веков. В начале XVI века до н. э. пал последний оплот завоевателей - их столица Аварис - и гиксосы были окончательно изгнаны из Египта. С этого м ...