Леонардо Да Винчи

Статьи по культурологии » Леонардо Да Винчи

Страница 7

Вторая трудность заключалась в выделении Иуды – так , чтобы зритель сразу его узнал . С самого начала христианского искусства и до времени Леонардо эта задача обычно решалась так : Христос и его одиннадцать учеников размещались с одной стороны , а Иуда - с другой .Даже художники Раннего Возрождения , уже отошедшие от традиционных трактовок религиозных тем , как правило , не находили лучшего решения : это хорошо видно на самых известных «Тайных вечерях»Кватроченто , выполненных Андреа дель Кастаньо и Доменико Гирландайо ,учителем Микелеанджело .

Леонардо подходил к своей «Тайной вечери» целых пятнадцать лет ; на одном из набросков «Поклонения волхвов» появляется группа слуг , занятых оживленной застольной беседой , рядом с ними фигура Христа. А уж перед решающим моментом ,когда предстояло подойти к стене Санта Мария делле Грацие ,он наверняка сделал множество предварительных эскизов; среди них сохранилось много рисунков , относящихся к отдельным образам , и только два – к композиции в целом . Почти до самого начала работы он плохо представлял себе выделение Иуды обычным образом ;но в дело вмешался его гений.

Леонардо много размышлял над тем ,как показать в живописи человеческие эмоции . Одна из ключевых фраз в его «Трактате» такова : «У художника две цели : человек и проявление его души. Первая проста ,вторая трудна , потому что он должен раскрыть ее с помощью движения» . Просто гримасы не представляли для него интереса – за исключением безобразных лиц; именно движением ,жестом он старался выразить чувства . Это исключительно итальянское свойство , как писал об этом Гете в своем эссе о «Тайной вечери»: « У представителей этого народа тело одухотворено , каждая часть его ,каждый член участвуют в выражении чувств , страсти ,даже мысли . Изменяя положения тела ,делая жест рукой ,итальянец как бы говорит: « Вот в чем моя забота! – Входи! – Перед тобой негодяй - будь с ним осторожен! – Его жизнь продлится не долго ! – Вот критический момент ! – Внемли – и ты услышишь меня!». Эта национальная особенность могла привлечь только Леонардо , который находился на высшем уровне восприимчивости ко всему ,что было характерно , и именно в этом отношении картина перед нами ошеломляюще необычная , так что , глядя на нее с этой точки зрения , невозможно вдоволь наглядеться».

В своих заметках Леонардо перечислил несколько жестов , которые казались ему подходящими для картины – некоторые из этих жестов он сохранил , другие отбросил . «Тот ,кто только что пил ,поставил стакан на стол и повернул голову в сторону говорящего (зачеркнуто). Другой сжал пальцы рук и с нахмуренным видом повернулся к своему соседу (зачеркнуто), Третий протянул руки и раскрыл ладони ,голова его втянута в плечи , на устах удивление ( Святой Андрей). Еще один что – то говорит в ухо своему соседу , а тот повернулся к нему с живым интересом , в руках у него нож ( святой Петр) …а еще один , который тоже держит нож , повернулся и ставит на стол стакан». Последний жест был сохранен , но несколько видоизменен и оттеснен к Иуде , который сжимает в руке не нож , а кошелек с деньгами и вместо стакана ставит на стол соль , согласно суевериям ,считавшуюся символом угрожающего или неизбежного зла.

Лица на картине , за исключением лица самого Христа ,по слухам , были списаны с обычных людей , которых Леонардо встречал в Милане и окрестностях . Для Господа он , по видимому, нашел двоих натурщиков , как сказано в его заметках : «Христос: граф Джовани ,который служит при дворе кардинала де Мортаро… Александро Кариссимо из Пармы для рук Христа». В конце концов Христос становится как бы обобщением : глубоко трогательная ,соотнесенная с вечностью фигура .Вечностью ,которую Леонардо обозначил спускающеюся с плеча Христа мантией холодного голубого цвета – цвета отстраненности . Чтобы нарисовать Иуду , Леонардо потратил много времени , посещая притоны , куда заглядывали миланские преступники , так что приор Санта Мария делле Грацие пожаловался Сфорца на его «лень». Леонардо отвечал , что у него возникли трудности – он ищет лицо Иуды , но может воспользоваться лицом приора ,если время поджимает .

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Поплярное на сайте:

Строительные приемы, тектоника
Деревянные перекрытия ранних базилик разрушались из-за частых пожаров, поэтому их замена сводчатыми конструкциями являлась одной из насущных задач совершенствования строительства. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции ...

Бернар после встречи с Гогеном
За какой-нибудь год в Гогене происходят колоссальные изменения. Он становится мастером, уверенным в своих творческих возможностях. Главное, что теперь занимает его - это овладеть нужными знаниями и добиться известного прогресса. « .Моя ж ...

Микеланджело Буонарроти
Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ...