Леонардо Да Винчи

Статьи по культурологии » Леонардо Да Винчи

Страница 13

Вопрос об учениках Леонардо крайне запутанный. Хотя в нем не было склонности к преподаванию, «Трактат о живописи» представляет собой внушительных размеров учебник. Но среди своих непосредственных последователей да Винчи не мог найти тех, кто хотя бы приблизительно был способен воспринять все , чему он мог научить. Только Франческо Мельци достоин упоминания за те отношения, которые возникли между ним и Леонардо. Восприимчивый и интеллигентный, он воспринимал все, чему учил его да Винчи. Из всех личных привязанностей Леонардо, кажется, только к одному Мельци испытывал настоящую любовь. Почувствовав приближение смерти, он написал завещание, в котором, наконец, примирился со своими сводными братьями: им он оставил все свои деньги. А Мельци он завещал все свои бумаги и рисунки.

К 1508 году карьера Леонардо, как художника подошла к концу, хотя ему оставалось жить еще более десяти лет. От этих лет сохранилось только две картины – одна из них луврская «святая Анна с Марией и младенцем Христом», этюды для которой могут быть датированы еще 1500 годом. Это последняя разработка темы, которая занимала Леонардо. Остро интересуясь переплетающимися линиями, Леонардо намеренно исказил фигуры: сидящая на коленях у Анны святая Мария, поражающая грациозностью на картоне, на картине поражает зрителя отсутствием изящества. Как бы то ни было, но дисгармония забывается, когда сосредотачиваешься на динамике картины. По сравнению с материнским спокойствием Анны почти акробатическая поза Марии, когда она резко наклоняется, чтобы оберечь своего Сына, неизменно приковывает взгляд. Леонардо с тончайшим пониманием человеческих чувств выразил здесь беспокойство матери за своего младенца.

Последнее обращение Леонардо к скульптуре – концептуально блестящая, поразительно мощная разработка, что видно по сохранившимся наброскам, - относится приблизительно к 1511 году, когда мастер приближался к шестидесятилетнему возрасту. Да Винчи решил заново использовать возможности коня, вставшего на дыбы. Он сделал серию новых набросков. Теперь он представлял лошадь и всадника, как динамически единую композицию. Все линии эскизов Тривульцио, в основном сделаны чернилами или черным мелком, показывают, что акцент перенесен на вес и объем. Но монумент не продлился дальше рисунков. Это была вина не одного Леонардо. В 1512 году французы были выгнаны из Милана. Таким образом, Леонардо остался без покровительства и средств к существованию. Его слава, одно время громкая, теперь померкла, к тому же за ним влачился шлейф промахов, личных и общественных, которые более слабого человека могли бы довести до самоубийства. Оглядевшись вокруг, Леонардо увидел только преданного Мельци.

Новые правители Милана не замечали гения. Да Винчи заболел. В его бумагах найден адрес врача, записанный не его рукой. Уже в Риме Леонардо пишет автопортрет: хмурый старик, грустно взирающий на мир. Опущенные уголки губ и пышная борода выдают преждевременную старость. Его лицо кажется лицом древнего пророка. Это лицо человека, утратившего иллюзии.

Последняя картина Леонардо также выполнена в Риме, но скорее не по заказу, а по внутреннему побуждению. Это луврский «Святой Иоанн Креститель» - возможно, самая тревожащая из всех картин. Поклонники Леонардо многое бы отдали, чтобы он вовсе не писал ее. Два характернейших для Леонардо момента: легкая, не поддающаяся определению улыбка и указующий вверх палец – столь доминируют здесь, что кажутся карикатурными.

Возможно, в намерение да Винчи входило утвердить трудно доставшееся ему знание: все, что можно узнать о человеке, о мире, о вселенной, может быть выражено только в изгибе вопросительного знака. Так Леонардо покончил с живописью. Но с миром он был еще связан. Да Винчи решил разрушить его. Идея апокалиптического крушения долго занимала ум Леонардо. Но когда он всерьез приступил к этой теме, то доверился только собственным научным взысканиям: земля и горы сформированы силами бури и потопа – те же силы их разрушат. На рисунке начала потопа Леонардо изобразил мощный ливень, извергающийся разгневанными небесами. В изображении кульминации потопа он отбросил все, связанное с классической традицией: его рисунки почти беспредметны и исполнены чистого предопределения. Не осталось ничего, кроме элементарных начал: ни людей, ни земли, ни Бога.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14

Поплярное на сайте:

Драматический театр
2 октября 1930 года пьесой В.Вишневского «Первая конная» начался первый сезон свердловского государственного драматического театра. За истекшие годы театр превратился в крупный и своеобразный творческий коллектив, с хорошим актёрским анса ...

Период "иконоборчества"
В истории средних веков (и не только средних веков) было немало драматических моментов, когда в силу политических или экономических причин определенный жанр искусства вдруг становился неугоден. Художники, работающие в этом жанре, а также ...

Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина
Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общен ...