Религия майя

Культура майя » Религия майя

Судя по текстам рукописей, жрецы майя разработали сложное мистическое учение о богах, главным образом в связи с календарем, летосчислением и астрологией. Согласно их учению, у них было 13 богов, которые правили людьми на земле, и 9 богов подземного царства. Чаки — боги четырех сторон света, Красный Чак — бог Востока, Желтый Чак — Юга, Черный Чак — Запада, Белый Чак — Севера. В их пантеоне был бог Кукурузы, который изображался всегда юным, бог Смерти — в виде скелета (назывался Ах Пуч, «разрушитель»), бог Ицамна — главный бог Неба, Иш Чель — богиня Плодородия, Иш Саль Box — богиня Луны и Ткачества, бог Войны — «огненный лик», бог Полярной Звезды — Шаман эк, покровитель путешествий и купцов. В честь богини Луны («белая женщина») был назван один из вулканов. В жертву богам, кроме людей, приносились цветы, ветки кустарников, плоды, ткани, изделия мастеров из драгоценных камней, перья священной птицы Кетсаль. Богиня с косами изображалась с триединым торсом. Предполагают, что это отражало этапы в жизни женщины: юность, зрелость и старость.

Боги в рукописях и произведениях искусства изображались в человеческом образе (кроме бога Войны, который имеет тело змеи и человеческую голову). Ягуарами называли богов сторон света — Чаков. Кроме того, титул «Ягуар» носили правители, военачальники и жрецы. Трон правителя назывался «Циновка Ягуара». Частые изображения ягуара в разных произведениях искусства говорят о том, что это животное было тотемом — амулетом удачи в племени.

Поскольку в неделе было 13 дней, столько же было богов земного царства, и каждый бог являлся покровителем того или иного дня. У майя были знаменитые пророки — Чиланы, которые умели рассчитывать время прихода засухи, извержений вулканов и других стихийных бедствий. В их книгах имеются мифы о начале и конце мира. Описываются четыре эры, каждая из которых обязательно заканчивается потопом. Сходные представления имеются не только в книгах «Пророчества Ягуара» и в «Книге народов», но и у соседних индейцев — ацтеков. Роковыми майя считали каждый 20-й и 256-й год.

В «Книге народов» описан интересный ритуал испытания вождей. Принцу-наследнику по имени Кокаиб пришлось совершить пеший переход не менее чем в полторы тысячи километров, чтобы выполнить поручение — доставить «знаки отличия» — когти ягуаров и орлов, шкуры диких животных и т.п. Таким испытаниям подвергался будущий правитель или жрец.

Особенностью архитектуры культуры майя является привязанность к нефриту. Наиболее ценными считались образцы с ярко-зеленой окраской. Пожалуй, ни один народ древней Америки не оставил такого количества изделий из нефрита и не достиг такой высокой ступени в его обработке. Из него изготавливались статуэтки (среди них голова бога Солнца, которая весит 4,3 кг); маски, как цельные, так и мозаичные, из мелких кусочков нефрита; украшения — бусы, ожерелья, кольца, серьги. Нефрит служил также в качестве монет.

В классический период широкое распространение получают различного рода нефритовые таблички с краткими иероглифическими текстами и рельефными изображениями человеческих фигур, вероятно богов, героев-правителей. Высота одной из них — 20 см. На лицевой стороне бледно-зеленого нефрита изображен торжествующий победитель, попирающий ногами распростертого противника. На обратной стороне вырезаны даты — приблизительно 320 г. н. э. Может быть, такая табличка служила знаком власти. Значительные собрания подобных изделий имеются во многих музеях. Наиболее богатая коллекция находится в Национальном музее в Мексике.

Поплярное на сайте:

Первoначальный облик парка
Главную композиционную ось парка определяла бывшая «аллея Дрентельна», остальное членение -приpoдный рельеф с тремя пологими cклoнa и, красивая дубовая роща у моря, ручей в стороне гoрoдa и плитняковый уступ Ласнамяги. Центральные здания ...

Керамика как вид народных художественных промыслов
Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина ...

Иконопись
Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст- наволока. На наволоку в нескол ...