Религия майя

Культура майя » Религия майя

Судя по текстам рукописей, жрецы майя разработали сложное мистическое учение о богах, главным образом в связи с календарем, летосчислением и астрологией. Согласно их учению, у них было 13 богов, которые правили людьми на земле, и 9 богов подземного царства. Чаки — боги четырех сторон света, Красный Чак — бог Востока, Желтый Чак — Юга, Черный Чак — Запада, Белый Чак — Севера. В их пантеоне был бог Кукурузы, который изображался всегда юным, бог Смерти — в виде скелета (назывался Ах Пуч, «разрушитель»), бог Ицамна — главный бог Неба, Иш Чель — богиня Плодородия, Иш Саль Box — богиня Луны и Ткачества, бог Войны — «огненный лик», бог Полярной Звезды — Шаман эк, покровитель путешествий и купцов. В честь богини Луны («белая женщина») был назван один из вулканов. В жертву богам, кроме людей, приносились цветы, ветки кустарников, плоды, ткани, изделия мастеров из драгоценных камней, перья священной птицы Кетсаль. Богиня с косами изображалась с триединым торсом. Предполагают, что это отражало этапы в жизни женщины: юность, зрелость и старость.

Боги в рукописях и произведениях искусства изображались в человеческом образе (кроме бога Войны, который имеет тело змеи и человеческую голову). Ягуарами называли богов сторон света — Чаков. Кроме того, титул «Ягуар» носили правители, военачальники и жрецы. Трон правителя назывался «Циновка Ягуара». Частые изображения ягуара в разных произведениях искусства говорят о том, что это животное было тотемом — амулетом удачи в племени.

Поскольку в неделе было 13 дней, столько же было богов земного царства, и каждый бог являлся покровителем того или иного дня. У майя были знаменитые пророки — Чиланы, которые умели рассчитывать время прихода засухи, извержений вулканов и других стихийных бедствий. В их книгах имеются мифы о начале и конце мира. Описываются четыре эры, каждая из которых обязательно заканчивается потопом. Сходные представления имеются не только в книгах «Пророчества Ягуара» и в «Книге народов», но и у соседних индейцев — ацтеков. Роковыми майя считали каждый 20-й и 256-й год.

В «Книге народов» описан интересный ритуал испытания вождей. Принцу-наследнику по имени Кокаиб пришлось совершить пеший переход не менее чем в полторы тысячи километров, чтобы выполнить поручение — доставить «знаки отличия» — когти ягуаров и орлов, шкуры диких животных и т.п. Таким испытаниям подвергался будущий правитель или жрец.

Особенностью архитектуры культуры майя является привязанность к нефриту. Наиболее ценными считались образцы с ярко-зеленой окраской. Пожалуй, ни один народ древней Америки не оставил такого количества изделий из нефрита и не достиг такой высокой ступени в его обработке. Из него изготавливались статуэтки (среди них голова бога Солнца, которая весит 4,3 кг); маски, как цельные, так и мозаичные, из мелких кусочков нефрита; украшения — бусы, ожерелья, кольца, серьги. Нефрит служил также в качестве монет.

В классический период широкое распространение получают различного рода нефритовые таблички с краткими иероглифическими текстами и рельефными изображениями человеческих фигур, вероятно богов, героев-правителей. Высота одной из них — 20 см. На лицевой стороне бледно-зеленого нефрита изображен торжествующий победитель, попирающий ногами распростертого противника. На обратной стороне вырезаны даты — приблизительно 320 г. н. э. Может быть, такая табличка служила знаком власти. Значительные собрания подобных изделий имеются во многих музеях. Наиболее богатая коллекция находится в Национальном музее в Мексике.

Поплярное на сайте:

Виды общения
«Лучший путь для общения со зрителем – через общение с действующими лицами пьесы» К. С. Станиславский. Живому взаимодействию партнеров на сцене Станиславский придавал исключительное значение. Но, разрабатывая свою систему, он не сразу п ...

Стоунжендж
Из этих сооружений наиболее известен Стоунхендж, (графство Уилтшир, южная Англия) расположенный неподалеку от г. Солсбери. Его называют восьмым чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира. Стоунхендж был возведен на рубеже каменного и ...

Западноевропейское влияние на творчество Васильева
В поисках романтической и вместе с тем повествовательной трактовки пейзажа Васильев обращается к западноевропейской культуре пейзажа в его романтическо-реалистическом варианте. Это – пейзаж швейцарской и мюнхенско-дюссельдорфской школы, с ...