Вхутемаса – лаборатория современного ксилографического экслибриса

Статьи по культурологии » Экслибрис » Вхутемаса – лаборатория современного ксилографического экслибриса

Одним из центров графического искусства стал в двадцатые годы полиграфический факультет ВХУТЕМАСа. Он являлся настоящей творческой лабораторией современной графики. Преподававшие здесь видные художники: В.А.Фаворский, П. Павлинов, Н. Пискарев, Л. Бруни, И. Нивицкий, А. Кравченко, Н.Куприянов, М. Маторин и другие создали десятки ярких по форме и глубоких по содержанию книжных знаков. В этих знаках, в многообразных индивидуальных проявлениях раскрыли основные черты графической школы ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа, возглавляемой старейшиной современной ксилографии В. Фаворский философское углубление в сущность изображаемых прогрессов и явлений, поиски крупнейших обобщенных силуэтов и пластических форм, стремление обнаружить приёмы гравирования с тем, чтобы возможно полнее выявить фактуру материала такой специфической художественной техники, как ксилография.

Эстетический принцип этой школы оказал большое влияние на творчество последующих поколений современных графиков. Её непосредственные ученики: Г. Ечеистов, А. Гончаров, А. Усачев, М. Поляков, Г. Кравцов, Н. Лапшин, М. Пиков, С. Телингатер и другие внесли значительный вклад в искусство экслибриса. Законным приемником и наследником традиций ВХУТЕМАСы-ВХУТЕИНа, как в монументальном, декоративно-прикладном искусстве и художественном конструировании, так и в области графики явилось воссозданное в 1945 году Московское высшее художественно0промышленное училище (бывшее Строгановское).

Годах в 65 в МВХПУ образовалась довольно большая группа молодых графиков, систематически занимающихся искусством экслибриса и в 1966 году на выставке МВХПУ “Книжные знаки” экспонировалось свыше 200 книжных знаков, выполненных строгановцами в 1963-1966 годы. Всего их создано свыше 500 . Всё это связано с новыми достижениями во всех видах и жанрах современного искусства, в том числе и в книжной графике. Единство и взаимопроникновение эстетических и утилитарных принципов - вот та главная закономерность, которая лежит в основе всех разновидностей декоративно-прикладного искусства.

Поплярное на сайте:

Первoначальный облик парка
Главную композиционную ось парка определяла бывшая «аллея Дрентельна», остальное членение -приpoдный рельеф с тремя пологими cклoнa и, красивая дубовая роща у моря, ручей в стороне гoрoдa и плитняковый уступ Ласнамяги. Центральные здания ...

Зарубежное кино в 50-90-е годы
Крах фашизма, общая демократизация мира оказали на кинематограф значительное влияние, породив в нем ряд значительных явлений. Одним из них был итальянский неореализм. Первым шедевром неореализма стал фильм, созданный почти документальным ...

Специфика театра
Искусство – это исповедание, оно несет отпечаток души, языка, культуры, почерка, мировоззрения создателя. Это открытие нового выражения и новых средств создания нового мира. Сила искусства огромна. Искусство переплавляет жизненные истории ...