Китай в период Сунской империи

Страница 2

С XI в. цехи превратились в официальные и обязательные объединения. Существовала определенная иерархия цехов.

В XII – XIII вв. существовал наем рабочей силы. В крупных городах определялись места найма, - это были мосты или чайные, куда по утрам собирались все, кто искал работу или хотел нанять работника или слугу.

Препятствием для развития ремесла и рынка являлась казенная монополия на добычу соли и сбыт металлических руд, соли, на литье монеты, обжиг и продажу древесного угля, на производство и сбыт чая, вина, дрожжей, уксуса.

Казенные мастерские были сосредоточены в крупных ремесленных пунктах, в местах добычи полезных ископаемых и в обеих сунских столицах – Кайфыне и Ханчжоу. Наиболее крупными были оружейные, судостроительные, шелкоткацкие мастерские, печатные и монетные дворы.

Продукция мастерских шла на удовлетворение потребностей императора и высшей знати, на оснащение армии, на уплату дани чжурчжэням и киданям, и частично на внешний рынок.

По большим праздникам собирались ярмарки, чаще всего проходившие на территории храмов и монастырей.

С потерей в XII в. Севера и окончательном перемещении центра экономической жизни в юго-восточные провинции удельный вес морской торговли во внешнеторговом обороте значительно вырос.

Прочные и устойчивые китайские корабли могли брать на борт до 600 – 700 человек и большое количество грузов.

Подчинение властям ремесленных и купеческих организаций, их фискальная роль, политическое бесправие ставили горожан в положение почти равное деревенским жителям. Развитие городов, ремесла и торговли сковывали те же феодальные узы.

Новые веяния в политической жизни вынудили сунскую династию постоянно заботиться об идеологическом укреплении своей власти. В связи с секуляризацией церковных земель и острой критикой доктрин буддизма и даосизма правительство считало поддержку со стороны церковнослужителей недостаточной.

В поисках государственной доктрины, призванной служить идеологической опорой феодальной монахи, сунский дом обратился к конфуцианству, бывшему на протяжении многих веков воплощением «государственной мудрости». Указом императора Конфуций был канонизирован, в честь его сооружали храмы, а его потомкам предоставлялись разнообразные льготы.

Одним из существенных элементов конфуцианства был культ императора – Сына неба, что как нельзя лучше можно было приспособить для целей усиления централизации власти.

Китайское феодальное общество в X – XII вв. было отмечено значительным подъемом научных знаний.

Особенного развития достигли науки о природе и физиологии человека.

Немалую роль в распространении знаний сыграло книгопечатание с резных досок – ксилография. Появление ксилографической книги резко удешевило образование и способствовало расширению знаний. В 1041 – 1048 гг. в Китае был изобретен подвижный (наборный) шрифт, авторство которого предписывают простолюдину Би Шэну.

В большом количестве стали издаваться политические трактаты, публицистические произведения и географические описания. Расширился круг их читателей.

В столице и других городах открылись казенные и частные типографии, появилось много книжных лавок, создавались частные и казенные библиотеки, развивалось школьное образование.

В дворцовых книгохранилищах велась многообразная литературная работа по комментированию, изданию классических произведений древности и различных исторических сочинений.

К этому времени относится деятельность ученых-энциклопедистов. В X в. ими был создан колоссальный энциклопедический сборник, куда вошло около 1690 произведений. Наиболее выдающимся ученым-энциклопедистом был Шэнь Ко (1030 – 1093) – автор многих трудов. Он предложил новый солнечный календарь без 13-го вставочного месяца, конструировал астрономические приборы, занимался математическими науками, химией, физикой, медициной, биологией.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте: