С XI в. цехи превратились в официальные и обязательные объединения. Существовала определенная иерархия цехов.
В XII – XIII вв. существовал наем рабочей силы. В крупных городах определялись места найма, - это были мосты или чайные, куда по утрам собирались все, кто искал работу или хотел нанять работника или слугу.
Препятствием для развития ремесла и рынка являлась казенная монополия на добычу соли и сбыт металлических руд, соли, на литье монеты, обжиг и продажу древесного угля, на производство и сбыт чая, вина, дрожжей, уксуса.
Казенные мастерские были сосредоточены в крупных ремесленных пунктах, в местах добычи полезных ископаемых и в обеих сунских столицах – Кайфыне и Ханчжоу. Наиболее крупными были оружейные, судостроительные, шелкоткацкие мастерские, печатные и монетные дворы.
Продукция мастерских шла на удовлетворение потребностей императора и высшей знати, на оснащение армии, на уплату дани чжурчжэням и киданям, и частично на внешний рынок.
По большим праздникам собирались ярмарки, чаще всего проходившие на территории храмов и монастырей.
С потерей в XII в. Севера и окончательном перемещении центра экономической жизни в юго-восточные провинции удельный вес морской торговли во внешнеторговом обороте значительно вырос.
Прочные и устойчивые китайские корабли могли брать на борт до 600 – 700 человек и большое количество грузов.
Подчинение властям ремесленных и купеческих организаций, их фискальная роль, политическое бесправие ставили горожан в положение почти равное деревенским жителям. Развитие городов, ремесла и торговли сковывали те же феодальные узы.
Новые веяния в политической жизни вынудили сунскую династию постоянно заботиться об идеологическом укреплении своей власти. В связи с секуляризацией церковных земель и острой критикой доктрин буддизма и даосизма правительство считало поддержку со стороны церковнослужителей недостаточной.
В поисках государственной доктрины, призванной служить идеологической опорой феодальной монахи, сунский дом обратился к конфуцианству, бывшему на протяжении многих веков воплощением «государственной мудрости». Указом императора Конфуций был канонизирован, в честь его сооружали храмы, а его потомкам предоставлялись разнообразные льготы.
Одним из существенных элементов конфуцианства был культ императора – Сына неба, что как нельзя лучше можно было приспособить для целей усиления централизации власти.
Китайское феодальное общество в X – XII вв. было отмечено значительным подъемом научных знаний.
Особенного развития достигли науки о природе и физиологии человека.
Немалую роль в распространении знаний сыграло книгопечатание с резных досок – ксилография. Появление ксилографической книги резко удешевило образование и способствовало расширению знаний. В 1041 – 1048 гг. в Китае был изобретен подвижный (наборный) шрифт, авторство которого предписывают простолюдину Би Шэну.
В большом количестве стали издаваться политические трактаты, публицистические произведения и географические описания. Расширился круг их читателей.
В столице и других городах открылись казенные и частные типографии, появилось много книжных лавок, создавались частные и казенные библиотеки, развивалось школьное образование.
В дворцовых книгохранилищах велась многообразная литературная работа по комментированию, изданию классических произведений древности и различных исторических сочинений.
К этому времени относится деятельность ученых-энциклопедистов. В X в. ими был создан колоссальный энциклопедический сборник, куда вошло около 1690 произведений. Наиболее выдающимся ученым-энциклопедистом был Шэнь Ко (1030 – 1093) – автор многих трудов. Он предложил новый солнечный календарь без 13-го вставочного месяца, конструировал астрономические приборы, занимался математическими науками, химией, физикой, медициной, биологией.
Поплярное на сайте:
Архитектура
Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого периода художественного творчества, является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это касается не только изобрази ...
Театр древней Греции
Однако новые общественные условия делали лирическую поэзию несовременным жанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее аристократией. На смену ей приходит театр — трагедия и комедия. Театр занимал особое место в жизни греков и во ...
Отдел истории культуры и искусства античного мира
Отдел истории культуры и искусства античного мира располагает коллекцией, насчитывающей свыше ста шести тысяч памятников культуры и искусства Древней Греции и Рима, античных колоний Северного Причерноморья и Древней Италии. Большинство из ...

Навигация