Китай в период Сунской империи

Страница 3

Ученый Цзя Сянь написал труд об искусстве счета; Шао Юн выдвинул теорию развития вселенной и предложил новые методы лечения при помощи уколов и прижиганий. Чжан Цзы писал труды по военному искусству.

Расширились познания китайцев об иностранных станах и о ближних соседях Китая – японцах, киданях, тангутах. Создались описания этих стран и особенно районах собственно Китая. Именно в то время появился новый жанр географических сочинений (дифан чжи) – описаний отдельных местностей империи.

В различных областях стали применятся нововведения: порох – в военном деле, магнитная стрелка – в морском, водяные часы.

Появились разнообразные труды по отдельным отраслям медицинских знаний. Средневековые врачеватели пользовались покровительством правительства, и для издания медицинских книг был основан особый комитет.

Создались многотомные труды по астрономии, математике, ботанике, геологии.

Однако приоритет в средневековой науке по-прежнему оставался за гуманитарными областями знаний.

Историописание – традиционно почитаемое в Китае занятие, достигло особенного подъема. Выдающиеся историки писали многотомные монументальные труды, создавали новые жанры исторических произведений. Сторонник реформ Оуян Сю, работая над династийными историями, доказывал преимущество централизованной монархической деспотии. Из историков того времени наиболее знаменит Сыма Гуан. Его капитальный труд по истории Китая (с IV по X в. н.э.), получивший от императора за утилитарный и надзирательный характер название «Всепроникающее зеркало, управлению помогающее» («Цзычжи тунцзянь ганму»), стал образцом для многих поколений историков.

Усложнилась методика работы над историческими сочинениями. В ней появились элементы исторической критики; новым явлением стало написание комментариев к династийным историям.

Традиционное в Китае собирание реликвий древности переросло в изучение памятников культуры. Оуян Сю, крупнейший коллекционер своего времени, впервые стал рассматривать эпиграфические надписи как источник по истории и идеологии древнего Китая.

В сунское время началось движение за «новое толкование» классических произведений конфуцианского канона. Ученые и писатели противопоставили древнюю культуру новой, т.е. современной им культуре средневекового Китая. Особенный интерес философов привлекли проблемы мировоззрения, которые обычно обходились конфуцианцами; особенно тщательно стремились разобрать гносеологическую теорию.

Выдающийся философ Чжоу Дунь-и (1017 – 1073), автор «Изъяснения плана Великого передела» и «Книги проникновения», разработал эту проблему с материалистических позиций. Он развил древние натурфилософские представления о пяти первоэлементах, составляющих основу материальной природы. Он внес новое понятие диалектики в свое учение и соединил воедино концепции круговорота первоэлементов с концепцией движения противоположностей.

Развитие элементов диалектики и стихийного материализма происходило в борьбе против идеализма. Выразителем идеалистического направления в XI в. были братья Чэн Хао (1023 - 1085) и Чэн И (1033 – 1107), признавшие законом жизни, сущностью и закономерностью вещей духовное начало ли.

Учение философов XI в. позднее развивал Чжу Си (1133 – 1200), считающийся основателем реформированного конфуцианства, известного как неоконфуцианство или чжусианство. Его учение стало ортодоксальной идеологией господствующего класса в последовавшие века.

Острые социальные противоречия, борьба общественных сил нашли свое выражение в литературе, публицистике, поэзии.

В художественных произведениях критиковались феодальные порядки, религиозные суеверия.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Майя сегодня
Индейцы, принадлежащие к лингвинистической группе майя, живут в настоящее время на территории трех современных государств Центральной Америки. Эта языковая семья разделяется на три главные ветви: майя, киче, хуастекс-кая. Современные май ...

Палитра цветов, игнорирование светотени
Фон иконы (т.н. "свет") символизирует ту или иную божественную сущность, регламентированную трактатом VI века "О небесной иерархии" (например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его Божественн ...

Эпоха на рубеже XIX – XX в.в
Творчество Врубеля приходится на конец XIX начало XX в.в. Это время формирования нового стиля. Этот стиль в разных странах получает разные названия: во Франции, Бельгии и Англии – это «Арнуво», в Германии – «Югендстиль», в Австро-Венгрии ...