Китай в период Сунской империи

Страница 3

Ученый Цзя Сянь написал труд об искусстве счета; Шао Юн выдвинул теорию развития вселенной и предложил новые методы лечения при помощи уколов и прижиганий. Чжан Цзы писал труды по военному искусству.

Расширились познания китайцев об иностранных станах и о ближних соседях Китая – японцах, киданях, тангутах. Создались описания этих стран и особенно районах собственно Китая. Именно в то время появился новый жанр географических сочинений (дифан чжи) – описаний отдельных местностей империи.

В различных областях стали применятся нововведения: порох – в военном деле, магнитная стрелка – в морском, водяные часы.

Появились разнообразные труды по отдельным отраслям медицинских знаний. Средневековые врачеватели пользовались покровительством правительства, и для издания медицинских книг был основан особый комитет.

Создались многотомные труды по астрономии, математике, ботанике, геологии.

Однако приоритет в средневековой науке по-прежнему оставался за гуманитарными областями знаний.

Историописание – традиционно почитаемое в Китае занятие, достигло особенного подъема. Выдающиеся историки писали многотомные монументальные труды, создавали новые жанры исторических произведений. Сторонник реформ Оуян Сю, работая над династийными историями, доказывал преимущество централизованной монархической деспотии. Из историков того времени наиболее знаменит Сыма Гуан. Его капитальный труд по истории Китая (с IV по X в. н.э.), получивший от императора за утилитарный и надзирательный характер название «Всепроникающее зеркало, управлению помогающее» («Цзычжи тунцзянь ганму»), стал образцом для многих поколений историков.

Усложнилась методика работы над историческими сочинениями. В ней появились элементы исторической критики; новым явлением стало написание комментариев к династийным историям.

Традиционное в Китае собирание реликвий древности переросло в изучение памятников культуры. Оуян Сю, крупнейший коллекционер своего времени, впервые стал рассматривать эпиграфические надписи как источник по истории и идеологии древнего Китая.

В сунское время началось движение за «новое толкование» классических произведений конфуцианского канона. Ученые и писатели противопоставили древнюю культуру новой, т.е. современной им культуре средневекового Китая. Особенный интерес философов привлекли проблемы мировоззрения, которые обычно обходились конфуцианцами; особенно тщательно стремились разобрать гносеологическую теорию.

Выдающийся философ Чжоу Дунь-и (1017 – 1073), автор «Изъяснения плана Великого передела» и «Книги проникновения», разработал эту проблему с материалистических позиций. Он развил древние натурфилософские представления о пяти первоэлементах, составляющих основу материальной природы. Он внес новое понятие диалектики в свое учение и соединил воедино концепции круговорота первоэлементов с концепцией движения противоположностей.

Развитие элементов диалектики и стихийного материализма происходило в борьбе против идеализма. Выразителем идеалистического направления в XI в. были братья Чэн Хао (1023 - 1085) и Чэн И (1033 – 1107), признавшие законом жизни, сущностью и закономерностью вещей духовное начало ли.

Учение философов XI в. позднее развивал Чжу Си (1133 – 1200), считающийся основателем реформированного конфуцианства, известного как неоконфуцианство или чжусианство. Его учение стало ортодоксальной идеологией господствующего класса в последовавшие века.

Острые социальные противоречия, борьба общественных сил нашли свое выражение в литературе, публицистике, поэзии.

В художественных произведениях критиковались феодальные порядки, религиозные суеверия.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Наброски картины «Гибель Помпеи»
В конце 20-х годов XIX века художественная Европа была увлечена открытием Помпеи, маленького римского городка, став­шего в 79 году н. э. жертвой извержения Везувия. Почти мгно­венная гибель этого города под потоками раскаленной лавы со­хр ...

Изменение критериев художественности и художественного контакта
Конфликтная и смысловая плотность действительного мира в начале XX столетия такова, что он кажется значительно богаче художественного вымысла. Читателю достаточно было обратиться к огромному запасу впечатлений, непрерывно наслаивавшихся в ...

Демоническое
Переселение было внезапным и чуть ли не случайным. Осенью 1889 года Врубель поехал в Казань навестить заболевшего отца и на обратном пути остановился в Москве — всего на несколько дней, как он предполагал. Но Москва его затянула, закружил ...