Речитатив Глюка

Драматическая выразительность речитативов Глюка — большое достижение в области оперного искусства. Если во многих ариях выражено одно состояние, то в речитативе обычно передается динамика чувств, переходы из одного состояния в другое. В этом отношении примечателен монолог Альцесты в третьем действии оперы (у врат Аида), где Альцеста стремится уйти в мир теней, чтобы дать жизнь Адмету, но не может на это решиться; борьба противоречивых чувств с большой силой передана в этой сцене. Оркестр также обладает достаточно выразительной функцией, активно участвуя в создании общего настроения. Подобного рода речитативные сцены имеются и в других реформаторских операх Глюка2.

Большое место в операх Глюка занимают хоры, органически включающиеся вместе с ариями и речитативами в драматургическую ткань оперы. Речитативы, арии и хоры в своей совокупности образуют большую, монументальную оперную композицию.

Музыкальное влияние Глюка распространилось и на Вену, где он мирно закончил свои дни. К концу XVIII века в Вене сложилось удивительное духовное сообщество музыкантов, получившее впоследствии название «венской классической школы». К ней обычно причисляют трех великих мастеров: Гайдна, Моцарта и Бетховена. Глюк по стилю и направленности своего творчества вроде бы тоже примыкает сюда. Но если Гайдна, самого старшего из классической триады, ласково именовали «папой Гайдном», то Глюк вообще относился к другому поколению: он был на 42 года старше Моцарта и на 56 — Бетховена! Поэтому он стоял несколько особняком. Остальные же находились либо в дружеских отношениях (Гайдн и Моцарт), либо в учительско-ученических (Гайдн и Бетховен). Классицизм венских композиторов не имел ничего общего с чинным придворным искусством. Это был классицизм, проникнутый и вольнодумством, доходящим до богоборчества, и самоиронией, и духом терпимости. Едва ли не главные свойства их музыки — бодрость и веселость, основанные на вере в конечное торжество добра. Бог никуда не уходит из этой музыки, но центром ее становится человек. Излюбленными жанрами делаются опера и родственно близкая к ней симфония, где главная тема — человеческие судьбы и чувства. Симметрия идеально выверенных музыкальных форм, ясность регулярного ритма, яркость неповторимых мелодий и тем — все нацелено на восприятие слушателя, все учитывает его психологию. А как же иначе, если в любом трактате о музыке можно найти слова о том, что основная цель этого искусства — выражать чувства и доставлять людям удовольствие? Между тем, совсем недавно, в эпоху Баха, считалось, что музыка должна прежде всего вселять в человека благоговение перед Богом. Венские классики вознесли на небывалую высоту чисто инструментальную музыку, которая раньше считалась второстепенной по отношению к церковной и сценической.

Поплярное на сайте:

«Проводы покойника»
Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе — там же); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни о ...

Сумароков, Александр Петрович 1717–1761гг
Русский поэт, драматург. Родился 14 (25) ноября 1717 в Петербурге в дворянской семье. Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I и Екатерине II. Сумароков получил хорошее домашнее образование, его педагогом был учитель н ...

Аполлон и Дафна
«Как бы притягательны ни были пустые радости мимолетной красоты, наполни свои руки листвой или, еще лучше, вкуси горькие плоды». Это латинское двустишие, высеченное на постаменте мраморной группы, отвечает тонкому вкусу кардинала Маффео Б ...