Портрет 1820-х и первой половины 1830-х годов

Статьи по культурологии » К.П. Брюллов – портретист » Портрет 1820-х и первой половины 1830-х годов

Страница 4

Брюллов не мог оказаться в стороне от общего движения. Работая над портретом, он стремился выйти за пределы камерного раскрытия образа человека, стараясь найти новые пути для всестороннего охвата жизни. Он желал углубить и расширить содер­жание портрета, показав связь человека с окружающей средой. Это усложнило его задачи портретиста, подводя вплотную к проблемам портрета-картины. Неудержимо влекло его к большому, монументальному полотну. Не случайно работа художника над новой формой большого портрета совпала с первыми эскизами к «Последнему дню Помпеи». Так постепенно пришел Брюллов в конце 1820-х годов к новому для него виду портрета. Он требовал от художника многообразия композиционных приемов, вклю­чения в портрет различных мотивов архитектуры, пейзажа, интерьера, а главное, ши­роты художественного обобщения. Дерзанию Брюллова-новатора сопутствовало его возросшее мастерство художника.

Обратившись к традициям репрезентативно-парадного портрета, столь высоко под­нятого в XVIII веке классиками русского искусства Антроповым, Левицким и Борови­ковским, Брюллов придал ему новое содержание. Репрезентативный портрет в рас­крытии Брюллова получил характер великолепного зрелища. Этому способствовала неистощимая фантазия художника, действенность композиции, богатство цветовой оркестровки. Замечательный мастер большого полотна, в совершенстве владевший даром режиссера, Брюллов широко пользовался эффектами обстановки, аксессуарами, звучно­стью своей палитры.

При всем том портреты Брюллова никогда не снижались до уровня бессодержа­тельного «обстановочного портрета». Образ человека всегда господствовал в портрет­ных замыслах художника, подчиняя себе декоративные задачи.

Идеал Брюллова предполагал совершенную красоту человека. Не сразу постиг худож­ник его сложную духовную жизнь. Молодой Брюллов не углублялся в тайники челове­ческой души. Красоту он видел в физическом совершенстве, увлекаясь в больших портретах внешними эффектами. Но сила дарования и верное чувство натуры, никогда не покидавшее Брюллова, помогли ему удержаться на той грани, за которой уже начи­налась область бессодержательного искусства.

Одним из первых больших портретов Брюллова было изображение музыканта М. Ю. Виельгорского в 1828 году.

Композиция портрета Виельгорского отмечена чертами декоративности. Декора­тивно решена обстановка с тяжелым занавесом, приоткрывающим вид на дымящийся Везувий, повышенно ярко звучит колорит портрета, в котором господствует красный цвет халата, подбитого голубым шелком, — приподнято-театральна поза музыканта, торжественным жестом проводящего смычком по струнам виолончели. Но сквозь все условности портрета прорывается живое чувство вдохновения, объявшего сердце музы­канта. В его облике еще ощущается та напряженность внутреннего мира, которая отличала ранние портреты Брюллова. Сдвинув брови, сжав губы, Виельгорский вни­мает звукам виолончели. Но уже есть какая-то суровая сдержанность в выражении его лица, которую подчеркивает туго стянутый на шее платок. Исчезла непосредствен­ность порывов ранних портретов Брюллова. Их сменила серьезность человека, умудрен­ного жизненным опытом.

Новаторство Брюллова в решении большого портрета с особенной наглядностью проступает при сравнении изображения М. Виельгорского с портретом С. Строганова, написанного неизвестным русским мастером в середине XVIII века.

Оба портрета задуманы как поколенные изображения. Они почти одного формата и размера. Общей была поставленная перед портретистами тема — воспроизвести образ музыканта, увлеченного игрой на виолончели. Но отличия портретов разительны. По-барочному торжественна и величава поза Строганова, пышно ложатся ломкие складки его красного халата, подчеркивая зрелищность изображенной сцены. Лиричнее раскрыт образ музыканта в портрете Виельгорского. В нем живо проступает искрен­нее вдохновение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Поплярное на сайте:

Полховская игрушка
Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и се ...

Левитан Исаак Ильич
Многие живописцы изобразили на своих картинах природу. Чем ближе они проникали в окружающий их мир, тем богаче и тоньше становилось изображение на картинах самых обычных предметов. Левитана называли певцом русской природы. Действительно, ...

Древнегреческие драматурги
Расцвет греческого театрального искусства связан с деятельностью великих драматургов, творивших в VI - V веках до новой эры - Эсхила, Софокла, Еврепида и Аристофана, замечательного камедиографа древности. ЭСХИЛ (525—456 до н. э.) В т ...