Портрет 1820-х и первой половины 1830-х годов

Статьи по культурологии » К.П. Брюллов – портретист » Портрет 1820-х и первой половины 1830-х годов

Страница 6

Портрет Ю. П. Самойловой был начат Брюлловым тотчас же по окончании «Всадницы». Несомненно, ему предшествовала длительная разработка в карандашных набро­сках и эскизах. Зная творческий метод Брюллова, можно предположить о существова­нии неизвестных нам рабочих альбомов 1832—1834-х годов.

В портрете Самойловой Брюллов наиболее полно раскрыл увлекавшую его тему торжества жизни. Изображение любимой женщины и друга внесло в портрет особый радостно повышенный строй мыслей и чувств. В портрете Самойловой гармонически соче­тались живость непосредственных наблюдений со зрелищностью парадного большого портрета. С огромной силой убедительности Брюллов отразил чувства, владевшие его героями: пылкость и негу Самойловой, доверчивость и нежность Джованины, почти­тельность и изумление арапчонка. Охваченные единым порывом, они движутся вперед. Запечатлев мгновенность движения, Брюллов не нарушил монументальность холста. В этом умении художественно обобщить свои впечатления, сохраняя живость и непосредствен­ность их выражения, заключалась одна из сильнейших сторон творческого дара Брюллова.

Художественные достоинства портрета Ю. П. Самойловой обеспечили ему горячий прием v итальянской общественности. Портрет Брюллова, экспонированный после Рима в Палаццо Брера, был признан лучшим произведением выставки. «Он выставил порт­рет в настоящую величину идущей благородной дамы, — писал итальянский критик о портрете Ю. П. Самойловой. — . Ее голубоватое атласное платье бросает вокруг нее много света . движение ее фигуры и фигуры девочки прекрасно выражает, что они идут . Эти три фигуры со всеми аксессуарами написаны свободною и сочною кистью».

Выдающееся произведение в истории мирового искусства, портрет Ю. П. Самойло­вой законно привлек внимание к русскому мастеру широкой художественной общест­венности Италии. Круг больших портретов, написанных Брюлловым в Италии, завер­шился в 1834 году изображением гр. О. И. Орловой-Давыдовой.

Трудно судить о достоинствах этого произведения Брюллова, дошедшего до нас в искаженном виде. Он подвергся в XIX веке варварской операции, совершенно изме­нившей первоначальный замысел художника. От разрезанного по вертикали холста осталась лишь правая его половина, на которой представлена гр. Орлова-Давыдова с резвящейся на ее руках маленькой дочерью. Отсюда та незавершенность компози­ционного решения и отсутствие действенности, которые составляли наиболее привле­кательные стороны всех предшествующих больших работ Брюллова. Необычным стал формат портрета, слишком вытянутый в длину, создававший неестественное соотношение фигур с пространством. Композиция его сделалась скученной и лишилась воздушной среды. Ощущение тесноты, безвоздушности и статичности сцены заставляли относить портрет Орловой-Давыдовой к числу неудачных работ мастера.

Параллельно с созданием больших холстов Брюллов продолжал разрабатывать но­вые формы камерного портрета, проявляя и в нем широту и многосторонность своего кругозора.

Перелом, наметившийся в творчестве Брюллова в конце 1820-х годов, прежде всего сказался на характере образа портретируемого. Исчезла тревожная насторожен­ность ранних портретов. Словно порывы и страсти, волновавшие душу человека, нашли, наконец, свое разрешение. Приподнятость выражалась теперь в более открытой и прямой форме. Характеристика людей стала полнокровней и оптимистичней, живопись мажорней. Изображал ли Брюллов человека в пейзаже, интерьере или прибегал к нейтральному фону, он наполнял его образ такой экспрессией, что превращал портретируемого в героя сюжетной картины. Полнота содержания образа сообщала даже камерному портрету художника черты «картинности».

Новые устремления Брюллова свое замечательное воплощение нашли в небольшом портрете известного итальянского дискобола—Доменико Марини (1829).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Поплярное на сайте:

Эстетика и религия
Плеханов писал: «Религию можно определить как более или менее стройную систему представлений, настроений и действий. Представления образуют мифологический элемент религии; настроение отношения и области религиозного чувства, а действия к ...

Начало религии
У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30-40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый - это археологические находки, и среди них - немногочи ...

Режиссура, кадр - основа аудиовизуального языка
Для описания феномена кино обычно вполне достаточно упоминания восторгов раннего зрителя от трепета серых листьев на ветру или ужаса от прибывающего поезда, для определения кадра — констатации его длины и ограниченности рамкой. И это все ...