Изучения по теме “Пасхальные яйца. Исторический экскурс”

Статьи по культурологии » Искусство росписи пасхальных яиц » Изучения по теме “Пасхальные яйца. Исторический экскурс”

Страница 2

противоречие между содержанием реальной жизни и формой ее отражения в сознании человека.

Развитие психики ребенка неразрывно связано с его деятельностью, во многом определяется характером и условиями этой деятельности. Для каждого возрастного периода характерна определенная деятельность, которая является ведущей. В дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра, в младшем и среднем школьном – учение, в старшем школьном – учение и труд.

В зависимости от возрастных особенностей психического и физического развития ребенка, характера ведущей деятельности, типичной для конкретного возраста, отношения ребенка к окружающему миру в психологии приняты следующие периоды развития ребенка, этапы становления его психики:

Период младенчества – от рождения до 1 года (в этом периоде выделяется первый месяц – период новорожденности).

Период преддошкольного детства (или раннее детство) – от 1 года до 3 лет.

Период дошкольного детства – от 3 до 7 лет.

Период младшего школьного возраста – от 7 до 10-11 лет.

Период среднего школьного возраста (подростковый период) – от 11 до 15 лет.

Период старшего школьного возраста (юношеский возраст) – от 15 до 18 лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

Знание особенностей каждого возрастного этапа развития ребенка, учет уже достигнутого ребенком позволяет воспитателю, педагогу более успешно и целенаправленно развивать в учебно-воспитательном процессе психику ребенка, формировать его сознание.

Весь процесс детского развития можно разделить на три этапа: дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет), младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы), средний и старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы). Каждый из них состоит из двух периодов, открывающихся межличностным общением в качестве ведущего вида активности, направленного преимущественно на развитие личности ребенка и завершающегося предметной деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, с формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционально-технических возможностей ребенка.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра в ее наиболее совершенной, развернутой форме, позволяющей развиваться всем сторонам психики и поведения ребенка. Развитие основных познавательных процессов ребенка в этом возрасте может идти стихийно и управляемо, организованно и неорганизованно, и уровень интеллекта, достигаемый ребенком к 6-7 годам, а также степень его готовности к учению в школе существенно зависят от того, насколько продуманным было обучение ребенка в семье и в дошкольных учреждениях в течение предыдущих трех-четырех лет.

Известный специалист в области эстетического воспитания Ветлугина Н.А. подчеркивает, что “генетической основой возникновения детского художественного творчества является игра, направленная на активное освоение детьми окружающей жизни, а также сенсорная ориентировка в сфере музыкальных заучиваний, выразительных слов, движений, цветовых сочетаний, пространственных отношений, что позволяет детям выявить свое отношение к окружающему миру”.

Крупская Н.К. указывала, что уже в игровой деятельности маленького ребенка происходит формирование способносте. Например, ребенок строит из кубиков дом, переставляет в разные пространственные положения оловянных солдатиков, и в это время у него формируются отдельные предпосылки архитектурных и математических способностей.

В данном возрасте у детей открываются большие возможности для совершенствования когнитивных процессов, в первую очередь восприятия. Кузин В.С. указывает на то, что восприятия дошкольников характеризуются ярким эмоциональным отношением к воспринимаемому и малой детализированностью наблюдаемого. Для развития восприятия детей важное значение приобретают занятия рисованием, лепкой и техническим конструированием. В процессе рисования и лепки дети учатся передавать контуры, форму, конструктивное строение, объем, цвет, освещенность изображаемых объектов. Собирая технические конструкции, дети знакомятся с устройством, принципом работы той или иной машины, конструкции. Процесс рисования, лепки, конструирования обусловливает самостоятельную постановку ребенком задач наблюдения, требует внимательного и организованного наблюдения объекта действия и непосредственного объекта наблюдения (натуры, чертежа, рисунка, по которому собирается конструкция). Эти занятия уже в дошкольном возрасте становятся эффективным средством развития восприятия у детей, определяют организованность и управляемость ребенком процесса восприятия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Поплярное на сайте:

Воспитание публики
Зритель – творец, без которого театральное искусство останется мёртвым. Но любое искусство требует определенной подготовки, круга знаний, душевного настроя. Зритель должен быть талантливым, чутким к общественной атмосфере театра и спектак ...

Пропорции фигур
Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежд ...

Супрематизм
Цель супрематизма — выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм физического мира. В супрематических картинах остутствует представление о «верхе» и «низе», «левом» и ...