Символика цвета

Статьи по культурологии » Символика цвета

Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой - ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему.

Еще Гете отмечал действие цветов на настроение и делил с этой точки зрения цвета на возбуждающие, оживляющие, бодрящие и порождающие печально-беспокойное настроение. К первым он относил красно-желтые, ко вторым - фиолетовые. Промежуточное место он отводил зеленому цвету, который способствует, по мнению Гете, состоянию спокойной умиротворенности. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют, по-видимому, и ассоциации: голубой цвет ассоциируется с цветом голубого неба, зеленый - с зеленью, голубо-зеленый - с водою, оранжевый - с пламенем и т.д. Цвета производят определенное физиологическое воздействие человеческий организм.

Французский невропатолог Ч. Фере отметил, что показания динамометра, определяющего сжатием руки мускульную силу, изменяются при различных условиях освещения. При кратковременной работе производительность труда увеличивается при красном свете и уменьшается при синем; при длительной работе производительность труда увеличивается при зеленом цвете и снижается при синем и фиолетовом. Экспериментальные исследования В. М. Бехтерева, И.Н.Спиртова и других, установили возбуждающее и угнетающее действие различных цветов, в связи с чем Бехтеревым была поставлена задача использования терапевтического эмоционального воздействия цветов на психическое состояние душевнобольных.

Ф. Стефанеску-Гоанга установил, что при действии пурпурного, красного, оранжевого, желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс, а при действии зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов возникает обратное действие. Следовательно, первая группа цветов является возбуждающей, а вторая - успокаивающей. По замечаниям художников и искусствоведов, красный цвет - возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный, очень богат ассоциациями; оранжевый - веселый, жизнерадостный, пламенный, соединяющий радостность желтого с возбуждением красного; желтый - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный, несколько кокетливый; зеленый - спокойный, создает приятное (уютное) настроение, очень богат ассоциациями; синий - спокойный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, мирный, сентиментальный; фиолетовый цвет соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов - одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть.

Цветам свойственна определенная выразительность. Выразительность цвета не есть результат ассоциации и не перенос символики цвета, а качество, принадлежащее самому цвету. Выразительность в значительной степени зависит от установки испытуемых. Известно, что цветы имеют язык, т.е. каждый из них есть символ какой-нибудь идеи или чувства. Во многих случаях светской жизни незнание цветов может повести к неприятным промахам и ошибкам. Есть цветы, исключительно принадлежащие женщинам, и поднести такой букет молодой девушке покажется просто обидой.

Махровая роза обозначает детскую грацию. Белая роза - невинность. Розовый бутон - расцветающую юность. Мимоза - скромность. Незабудка - воспоминание. Ландыши - счастье. Маргаритка - невинность. Белая лилия – чистоту. Все эти цветы приличны только молодым девушкам и были бы смешны для женщины в зрелом возрасте. Белая сирень - эмблема юности - также годится для первых, но лиловая сирень по своему значению прилична только молодой женщине. Невеста надевает венок из мирты (чистая любовь) и флер д'оранжа (эмблема девственности). Фиалка и прострел, символ скромности, принадлежит всем возрастам, так же как резеда, занимающая видное место во всех букетах, особенно в букетах для молодых девушек; прекрасный аромат ее в соединении со скромною внешностью обозначает, что внутренние качества нравятся больше красоты. Боярышник (символ надежды) и шиповник также принадлежат молодости. Розовая роза есть эмблема женщины в расцвете красоты. Ярко-красные цветы по значению не подходят для молодых девушек, но составляют принадлежность мужчин, изображая страсти. Таковы: олеандр, красная гвоздика, мак, настурция, красный ясенец. Камнеломка есть знак дружбы. Ноготки - эмблема ревности и тревоги. Мускатная роза и махровая гвоздика - жеманство. Ива - печаль; кипарис - сожаление; дягиль - меланхолию. В букеты молодых девушек можно также включить вязель (наивность) и дикий перец (девственность).

Поплярное на сайте:

Ранний период
Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-67, частное собрание, Швейц ...

Жанр К. Брюллова
Существо метода Брюллова и его место в русском изобрази­тельном искусстве наглядно раскрываются на сопоставления двух таких учеников мастера, как А. II. Мокрицкий и П. А. Фе­дотов. Первый представлял как бы внешнюю, поверхностную сто­рону ...

Учение Фаворского о шрифтах
Фаворский так же разработал вопросы художественного шрифта, и в этом отношении его вклад очень ценен. Он увидел в знаках нашего алфавита художественные образные качества, которые выражают положение речевого аппарата, произносящего звуки, ...