Московский кремль и Красная площадь

Статьи по культурологии » Московский кремль и Красная площадь

Включение этого историко-архитектурного объекта в Список Всемирного наследия вполне закономерно, поскольку он давно уже служит своего рода символом не только Москвы, но и всей России.

История Кремля тесно связана с историей Москвы, да и не только Москвы но и Русского государства в целом. Как утверждает древнейший памятник летописания Руси Ипатьевская летопись (XV в.), в 1147 г. суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил на совет в небольшой городок Москву новгород-северского князя Святослава Ольговича. "Приди ко мне, брате, в Москов",-обращался Юрий к Святославу. Это было первое летописное упоминание о Москве. Однако это не значит, что 1147 г. следует считать годооснования Москвы. Труды советских ученых доказывают, что место, на котором находится Москва, была населено примерно 5 тыс. лет назад.

Как прошла встреча двух князей, летописи до нас не донесли. Хотя можно предположить, что был заключен военный союз, в результате которого Юрий Долгорукий в целях защиты западных границ Суздальского княжества построил города-крепости: Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154) и Москву (1156). В данном случае речь идет не об основании Москвы, а о сооружении крепостных укреплений - деревянных стен, положивших начало строительству Кремля.

Правда, выстроенная Долгоруким цитадель не была первым фортификационным сооружением на территории современного Кремля. Археологи доказали, что в начале XII в. здесь существовала небольшая крепость, возможно, замок местного феодала.

Итак, в 1156 г. на Боровицком холме возводится крепость с восьмиметровым валом и мощной по тем временам деревянной стеной, достигавшей 3 м в высоту и 1200 м в длину. Примерно в таком виде укрепление просуществовало до зимы 1237/38 гг , когда полчища хана Батыя разграбили и сожгли Москву, а вместе с ней и Кремль.

За последующие два с лишним столетия много испытаний выпало на долю Москвы и ее цитадели. Княжеские междуусобицы, иноземные нашествия, бесчисленные пожары, казалось , должны были погубить город. Но Москва выстояла, более того, она стала центром, объединившем русских людей в борьбе за независимость.

Вместе с городом растет и крепнет Кремль. В 1339-1340 гг. при Иване Калите возводятся мощные оборонительные укрепления, а за ними хоромы великого князя, митрополичьи палаты, белокаменные соборы. Москва становится политическим и духовным центром Русь, а Кремль - резиденцией великих князей и митрополитов.

В 1367-1368 гг. князь Дмитрий Иванович (впоследствии названный Дмитрием Донским), опасаясь очередного монголо-татарского нашествия, обносит крепость белокаменными стенами и башнями, расположенными примерно на расстоянии 60 м от прежних дубовых укреплений. Площадь Кремля достигает почти современных размеров.

Куликовская битва (1380) явилась поворотным моментом в истории Московского княжества. Она способствовала освобождению Руси от монголо-татарского ига и образованию централизованного Русского государства. Во второй половине XI в. великий князь всея Руси Иван III Васильевич разворачивает в столице молодой и быстро крепнувшей державы грандиозное строительство. В первую очередь, конечно, перестраивается Кремль. Крупнейшие западноевропейские архитекторы, приглашенные в Москву, разрабатывают проекты реконструкции княжеской и митрополичьей резиденции. В 1485-1495 гг. возводятся существующие и поныне зубчатые кирпичные стены протяженностью более 2 км и высотой от 5 до 19 м, одновременно сооружаются 18 больших и малых башен, строят Успенский собор (1475-1479), Благовещенский собор (1484-1489, Каменный государев дворец с Грановитой палатой (1487-1491), закладывается княжеская усыпальница - Архангельский собор (1505)

К концу XV - началу XVI в. Московский Кремль становится самым значительным фортификационным сооружением в Европе. Причем его башни, соборы, гражданские постройки совершенны не только по своей архитектуре, но и по интерьерам и отделке. В XVII в. кремлевские башни, кроме Никольской, украшаются многоярусными шатрами, выполненными в традициях древнерусского зодчества. Ярко-зеленая черепица, белокаменные грани, золоченые флюгера - все это создавало впечатление праздничности, нарядности. Возводятся также гражданские и культовые постройки: Теремной дворец (1635-1635), Потешный дворец (1651-1652), Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов (1642-1656).

Перенос в 1712 г. столицы из Москвы в Петербург сильно отразился на облике бывшей царской резиденции. Обветшали без должного присмотра ее стены и башни, дворцы и терема. Времени усердно помогали пожары, уничтожившие немало уникальных сооружений, и люди, бездумно перестраивавшие древние здания и записывавшие красками поярче работы старых мастеров. Однако в 1773 г. по проекту В. Баженова закладывается Кремлевский дворец (правда, из-за отсутствия средств и по ряду других причин он не был построен), в 1776-1787 гг. М. Казаков строит в Кремле здание Сената (здесь располагался Совет Министров СССР), а в 1806-1812 гг. И. Еготов - здание Оружейной палаты, где она находилась до 1851 г.

Большой урон нанесло кремлю французское нашествие 1812 г. По приказу Наполеона были взорваны Водовзводная и Петровская башни, звонница колокольни "Иван Великий". Повреждения получили Никольская башни, Арссенал, Боровицкая и Угловая Арсенальная башни. Работы по восстановлению велись в 1816-1819 гг. под руководством архитекторов О. Бове и Ф. Соколова.

В 30-40-х гг. XIX в. меняется планировка территории Кремля - убираются старые обветшалые постройки, на их месте по проекту К. Тона возводится Большой Кремлевский Дворец (1838-1849) и здание Оружейной палаты (1844-1851)

В марте 1918 г. Москва стала столицей Советского государства, а Кремль - резиденцией правительства. После этого начинается восстановительные работы исторических и архитектурных памятников. Реставрируется Никольская башня , пострадавшая в период октябрьских боев 1917 г. от артиллерийского обстрела, расчищается и благоустраивается территория Кремля. Впоследствии по проекту архитектора И. Рерберга в 1932-1934 гг. строится здание Школы красных командиров им. ВЦИК (ныне здание Президиума Верховного Совета). Реконструируются залы Большого Кремлевского дворца.

Особое внимание в истории Кремля уделяется звездам, которые венчали его башни. В 1935 г. было решено снять орлов со Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башен и установить на их месте пятиконечные звезды с серпом и молотом. Изготовили звезды из нержавеющей стали и красной меди по рисунку художника-декоратора Ф. Федоровского в мастерских Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и на московских заводах.

Знаки серпа и молоты были выложены горными хрусталем, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами. Ночью звезды подсвечивались специальными прожекторами.

Однако простояли эти звезды совсем недолго : под воздействием осадков, ветров и морозов потускнели самоцветы серпов и молотов, да и размер звезд оказался несколько завышенным и нарушал конструкционную гармонию башен. Федоровский изготовил новые эскизы звезд. Теперь они по своим параметрам соответствовали размерам башен. Ученые и инженеры разработали принципиально новую конструкцию звезды из нержавеющей стали и рубинового стекла, освещаемую изнутри светотехническими устройствами непрерывного действия, благодаря чему звезды излучали свет и днем и ночью.

7 ноября 1937 г. в московском небе вновь вспыхнули кремлевские звезды. Правда, теперь их было не четыре , а пять - прибавилась звезда на Водовзводной башне.

В 1945-1947 гг. звезды сняли с башен и реконструировали: заменили остекление более совершенным, вновь позолотили грани (на это ушло 27 кг золота), улучшили осветительную систему. Вес каждой звезды равен почти 1 тонне, однако они довольно легко вращаются при изменении направления ветра.

Поплярное на сайте:

Живопись и графика
Японская живопись очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки, исполнявшиеся на шёлке и бумаге, альбомные листы и веера. О древней живописи можно ...

Реформаторские оперы венского периода
5 октября 1762 года явилось знаменательной датой в истории оперного театра: в этот день впервые был поставлен в Вене «Орфей» Глюка на текст Кальцабиджи. Это было начало оперно-реформаторской деятельности Глюка. Через пять лет после «Орфея ...

Скульптура
Когда мы говорим о скульптуре Китая, перед нашим мысленным взором возникают, словно полные безудержного движения, терракотовые фигуры танского времени: мчащиеся или вздыбленные кони, юные девушки-танцовщицы, взмахивающие длинными рукавами ...