Развитие немецкого искусства в XVII веке

Статьи по культурологии » Искусство Германии 17-18 веков » Развитие немецкого искусства в XVII веке

Страница 1

До открытия собственной Академии художеств в 1694 году, немецкие художники, для того, чтобы получить профессиональную подготовку, должны были ехать за границу — во Фландрию, Италию, Голландию. Поэтому так заметны влияния этих национальных школ в работах немецких живописцев, однако для немецких масте­ров, чья национальная традиция в эту эпоху не могла противостоять чужеземным авторитетам, это таило опасность слепого подражания и эклектизма. Наиболее одаренные художники пытались отстоять свою самобытность, хотя и они не могли полностью отрешиться от чужих образцов. Борьба за национальный путь художественного развития ве­лась ими в одиночку - в политически разобщенной стране каждый рабо­тал в провинциальной изоляции, -поэтому в немецком искусстве XVII века не была создана национальная школа. Но все же именно в стремле­нии к духовной свободе, к творче­ской независимости надо видеть главный фактор художественной жизни Германии этого времени, за­лог ее будущего возрождения.

Живописец Адам Эльсхеймер (1578-1610), чья творческая жизнь про­шла в Италии, был одним из тех мас­теров , которые прокладывали дорогу новому европейскому художествен­ному видению. Маленький, кабинет­ный формат картин, жанрово-идиллическая трактовка сюжетного мо­тива, интимность настроения - все это рождало то впечатление жизнен­ной непосредственности и достовер­ности, которое стремилось завое­вать искусство XVII века («Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды». Дрезден, Картинная галерея). Благо­даря классически строгой компози­ции в пейзажах Эльсхеймера при­рода казалась возвышенно-идеаль­ной, однако, религиозно-мифоло­гические или жанровые сцены сообщали им оттенок лирической задушевности.

Воздействие творчества Эльсхеймера на себе испытали мастера разных школ — Лоррен, Пуссен, Фетти и Рембрандт, Ластман и Рубенс.

Искусство Иоганна Лисса (1597-1629), также связавшего судьбу с Италией, покоряет иной силой образов, пластической энергией, эмоциональной звучностью колорита («Юдифь», 1620, Вена, «Аполлон и Марсий», ГМИИ им. А. С. Пушкина). Его поздние произведения отличает легкость и воздушность, сочетаемая с динамикой. («Видение св. Иеронима», Венеция)

В развитии жанара натюрморта сыграл свое слово Георг Флегель (1566-1638) учившийся в Голландии. Его работы окрашены таинственностью и ме­ланхолией («Большой ночной на­тюрморт», 1637, Франкфурт-на-Майне, Исторический музей; «На­тюрморт со свечой», 1636, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц).

Немецкие художники XVII века становились своего рода пророками в чужом оте­честве. В самой же Германии нацио­нальные таланты не ценили и не поддерживали, художник находился в унизительном, зависимом положе­нии. Тем более достоин внимания тот факт, что живописец И. фон Зандрарт (1609-1684) включил в свою «Немецкую Академию зодчества, ваяния и живописи» (1675) - книгу, которая была первой попыткой сис­тематического изложения истории мирового искусства, - искусство Германии и биографии немецких ма­стеров. Это свидетельствовало о пробуждении национального созна­ния в немецкой художественное среде. В то же время Зандрарт, дви­жимый патриотическим желанием поднять немецкое искусство до евро­пейского уровня, единственный путь для этого видел в подражании вели­ким образцам. Принципу сознатель­ной эклектики Зандрарт следовал и в своем творчестве. Однако в некото­рых его произведениях, например, в серии «Месяцы» (1642-1643), где аллегорические сюжеты трактованы в жанровом плане, несмотря на явное подражание нидерландским мастерам и даже прямое заимствова­ние, пробиваются непосредственные жизненные впечатления (особенно примечательна картина «Ноябрь», Мюнхен, Баварские картинные со­брания).

Противоречивость, которой отме­чена деятельность Зандрарта, со­ставляет характерную черту немец­кого искусства XVII века в целом. В нем парили эпигонство и рутина, большинство художников перепе­вало чужие мотивы, - их произве­дения порой невозможно выделить из продукции голландской, фламанд­ской или итальянской школ, но были и мастера, в чьих работах можно най­ти проявление творческой самостоя­тельности.

Отметим точность и живость харак­теристик в портретах Ю. Овенса (1623-1679), ученика Рембрандта («Портрет Я. Б. Схапа», ок. 1659, Амстердам, Рейксмузеум). У И. Г. Росса (1631-1685), писавшего идил­лические пейзажи с античными руинами в духе итальянизирующих голландцев, есть такая яркая, не­ожиданная для него вещь, как «Жен­ский портрет» (1669, Мюнхен, Ба­варские картинные собрания). Свое­образно интерпретирует жанровые и батальные сцены М. Шейте (1630 -1700) - его «Сражение» и «До­машний концерт» (обе в музее Гам­бурга) мало похожи на голландские прототипы. Творчески воспринял нидерландские традиции Л. Шульц мастера, в чьих работах можно най­ти проявление творческой самостоя­тельности.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Сады Семирамиды
Греческие и римские писатели рассказывают, что сады были построены около 600 г. до н.э. по приказу Навуходоносора II, повелителя Вавилона. Этот город лежал на берегах реки Евфрат, к югу от сегодняшнего Багдада, столицы Ирака. Легенда пов ...

Стоунжендж
Из этих сооружений наиболее известен Стоунхендж, (графство Уилтшир, южная Англия) расположенный неподалеку от г. Солсбери. Его называют восьмым чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира. Стоунхендж был возведен на рубеже каменного и ...

Тема «Демона» в искусстве художника 1890х-1902 г.г
Неудача с работой во Владимировском соборе, естественно, сильно отразилась на тонкой натуре художника. Покинув Киев, он сблизился с кружком Мамонтова, и в его творчестве наступил новый период. Вместо Христа появляются один за другим образ ...