Большую ценность представили многочисленные передачи из других музеев страны. Среди важнейших были картины знаменитой Кушелевской галереи, в 1862 году поступившей по завещанию ее владельца, графа Н.А. Кушелева-Безбородко, в Музей академии художеств и в 1922 году переведенной в Эрмитаж. Из Музея Академии художеств Эрмитаж получил и большое количество (около пятнадцати тысяч) рисунков и гравюр, а также часть скульптурного собрания этого музея.
Богатейшими коллекциями пополнился Эрмитаж в разные сроки из Музея художественно-промышленного училища Штиглица. Здесь были первоклассные произведения западного и восточного прикладного искусства, в частности иранские и турецкие ковры и ткани, изразцы и керамика, многочисленные бронзовые изделия, отдельные памятники византийского искусства, иллюминированные рукописные книги, около девяти тысяч рисунков, свыше пятидесяти тысяч графических листов, касающихся прикладного искусства, и многое другое.
В 1933 году Эрмитаж получил из Русского музея ценнейшие археологические материалы, доставленные экспедициями русского путешественника П.К. Козлова из древнего тангутского города Хара-Хото в 1909 и 1926 годах. Его всемирно известные находки 1924-1925 годов из гуннских могильников в горах Ноин-Улы (Монголия) поступили в 1934 году.
Тогда же Музей антропологии и этнографии Академии наук передает Эрмитажу интереснейшие памятники буддийского искусства – лёссовую скульптуру и части стенных росписей средневековых пещерных храмов Синьцзяна, привезенные экспедициями академика С.Ф. Ольденбурга в начале ХХ столетия.
Из бывшего Азиатского музея приходит знаменитая коллекция восточных монет, на основе которой в свое время была составлена классификация монет Востока, принятая во всем мире.
Передачи из различных музеев страны продолжались и в последующие годы.
С 1934 года музей возглавил выдающийся востоковед, академик И.А. Орбели – руководитель Отдела Востока. Он стал директором Эрмитажа в период разработки нового профиля музея и в трудные военные годы. В это время Эрмитаж превратился в один из крупнейших в мире музеев истории культуры и искусства.
Один за другим создаются новые отделы Эрмитажа.
Еще в 1920 году был образован Отдел Востока, скоро превратившийся в значительный центр советской востоковедческой науки.
В 1931 году возникает Отдел истории первобытной культуры, хранящий материалы древнейшего исторического прошлого территории Советского Союза.
Наконец, в апреле 1941 года был сформирован Отдел истории русской культуры, начавший развиваться фактически уже в послевоенное время.
Нельзя обойти вниманием подвиг Эрмитажа во время Великой Отечественной войны.
Нападение гитлеровской Германии прервало деятельность музея. В первые же дни войны все ценности были тщательно упакованы и подготовлены к эвакуации. 30 июня 1941 года на восток ушел первый эшелон с наиболее ценными произведениями искусства. В глубокий тыл на Урал было отправлено всего 1 117 000 экспонатов. Остальные, главным образом предметы убранства, спустили в подвалы Зимнего дворца.
Фашистские воздушные бомбардировки и артиллерийский обстрел нанесли зданиям Эрмитажа значительный урон. Были повреждены портик Нового Эрмитажа, Гербовый и Николаевский залы и некоторые другие помещения. В окнах были выбиты стекла, от сырости и холода пострадали росписи плафонов и стен, лепка и позолота, наборные полы художественной работы.
Еще в период фашистской блокады Ленинграда разрабатывались планы восстановления музея. И как только враг был отброшен от стен города, начались реставрационные работы. На это не только были ассигнованы огромные средства, но и выделены кадры высококвалифицированных мастеров различных специальностей – лепщиков, позолотчиков, паркетчиков.
8 ноября 1945 года, после четырехлетнего перерыва, распахнулись двери музея, для обозрения посетителей были открыты первые 65 залов.
Музей снова открыл свои гостеприимные двери для всех.
В Эрмитаже продолжают расширяться и формироваться залы и коллекции. Так, картинная галерея преобразуется в Отдел западноевропейского искусства – самый крупный в музее, в комплектовании, систематизации и изучении фондов которого принимает участие большое число высококвалифицированных специалистов. В фонды отдела вошли не только живопись, рисунки, гравюры, но и скульптура и богатейшие коллекции всех видов прикладного искусства. Были не только существенно расширены ранее сложившиеся разделы, но, что весьма важно, восполнены имевшиеся пробелы собрания. Так, появились произведения итальянских мастеров XIII-XIV веков, французских и нидерландских XV-XVI столетий. Создается большая экспозиция французского искусства XIX-начала XX века. Для роста этого раздела Эрмитажа особое значение имела передача, уже в послевоенное время, более трехсот полотен, скульптуры и экспонатов из московского музея новой западной живописи, в свое время сформированного на основе богатейших коллекций картин импрессионистов и постимпрессионистов, принадлежавших известным московским меценатам С. Щукину и М. Морозову. Это приобретение выдвинуло эрмитажное собрание произведений искусства XIX-первой половины ХХ века на одно из первых мест в мире.
Поплярное на сайте:
Кинематограф в Советской
России
Русский народ всегда воспитывался на добрых сказках, былинах, в которых побеждали добрые герои. Эта мысль была подхвачена и как наследство естественным путем передано российскому кинематографу. Огромную роль оказывает кино на воспитание, ...
Свободная роспись
Техника свободной росписи получило большое признание художников благодаря тому большому творческому началу, которое она имеет в себе. Свободная роспись производится на ткани без предварительного нанесения какого-либо резерва. Вначале худ ...
Палитра цветов, игнорирование светотени
Фон иконы (т.н. "свет") символизирует ту или иную божественную сущность, регламентированную трактатом VI века "О небесной иерархии" (например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его Божественн ...
Навигация