В 1772 году в Париже сделана сенсационная покупка прославленного собрания Пьера Кроза, которое сложилось в первой половине XVIII века и являлось одним из лучших во Франции. В художественном отношении это было одно из самых ценных поступлений за всю историю Эрмитажа. Коллекция Кроза обогатила музей такими шедеврами как «Даная», «Святое семейство» и еще пять картин Рембрандта, «Мадонна с безбородым Иосифом» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Веронезе, Тинторетто, Ван Дейка, Л. Ленена, Пуссена, Ватто, Шардена и др. К числу важнейших принадлежало и произведение нидерландского мастера Лукаса ван Лейдена «Исцеление иерихонского слепца».
В 1779 году в Лондоне была приобретена большая коллекция, составленная еще в первой половине столетия известным коллекционером лордом Уолполем, долгое время занимавшим пост премьер-министра Англии. 198 картин перекочевали из Англии в Петербург, пополнив коллекцию Эрмитажа произведениями Ван Дейка, Иорданса, Снейдерса, Пуссена и одним полотном Рембрандта «Жертвоприношение Авраама».
В 1781 году было сделано последнее в XVIII веке крупное приобретение для Эрмитажа – купленное целиком парижское собрание графа Бодуэна. В числе 119 картин, преимущественно голландской и фламандской школ, музей обрел сразу девять картин Рембрандта, шесть полотен Ван Дейка, три пейзажа Рейсдала.
Большую роль в формировании Эрмитажа в XVIII веке играли многочисленные заказы художникам разных стран Европы. Так, в 1766 г. Шарден исполняет для петербургской Академии художеств «Натюрморт с атрибутами искусств». Президент лондонской Академии художеств Рейнолдс пишет для Екатерины II огромное полотно «Младенец Геракл, удушающий змей», а для Потемкина – «Воздержанность Сципиона Африканского».
Великолепный подбор работ крупнейших живописцев выдвинул картинную галерею Эрмитажа уже в конце 18 века на одно из первых мест в Европе. В 1774 году на французском языке был отпечатан первый каталог Эрмитажа, и там значилось 2080 картин и полотен.
Приобретения XVIII века не исчерпывались живописью. В это же время начинает складываться уникальное собрание глиптики (ручных камней).
В 1770-1780-х годах одна за другой для Эрмитажа приобретаются великолепные коллекции французского дипломата барона Де Бретейля, французского герцога Орлеанского и многие другие. В их состав входили геммы, как античные, так и нового времени. По заказам Екатерины II работают крупнейшие мастера Западной Европы, в частности английские резчики братья Браун. В результате заказов и покупок в Эрмитаже сложилось уникальное собрание их работ, насчитывающее около двухсот резных камней – почти половину их творческого наследия.
В 1770-х годах в Эрмитаже начали появляться нумизматические, а в 1780-х годах – минералогические экспонаты.
Среди ценных материалов, собранных в Эрмитаже во второй половине XVIII века, были и книги. В 1779 году была куплена библиотека Вольтера, ставшая одной из самых знаменитых и недоступных достопримечательностей Эрмитажа. В 1785 году в Эрмитаж прибывает библиотека Дидро, купленная Екатериной II еще в 1765 году при жизни философа. «Великая мастерица создавать сама себе славу Екатерина, узнав о денежных затруднениях Дидро, купила его библиотеку, оставила ее в пожизненном владении философа и назначила его библиотекарем с выплатой ему жалованья за 50 лет вперед».
Помимо картин и книг, эстампы, монеты и медали, мебель, фарфор, серебро, табакерки, часы, минералы и многие другие высокохудожественные изделия заполняли залы Эрмитажа. Все новые поступления размещались в основном в залах Малого Эрмитажа, в галереях, где и без того уже было тесно. Быстрый рост коллекций требовал дальнейшего расширения выставочных помещений. В 1771-1787 годах по проекту архитектора Ю.М. Фельтена возводится здание Большого Эрмитажа (которое позже стало называться Старым Эрмитажем). На втором и частично третьем этажах этого здания разместились коллекции. Сооружение отличается строгой простотой и монументальностью и представляет собой образец «безордерного» классического здания конца XVIII века.
Поплярное на сайте:
История декоративного искусства
Декоративное искусство (от лат. Decoro – украшаю) –художественная обработка предметов обихода, художественная отделка, внутреннее убранство зданий и т.д. К декоративному искусству относятся скульптурные элементы и декоративные росписи арх ...
Опера
Опера, вид муз.-театр. иск-ва; муз.-драм. произведение, основанное на синтезе слова, сценич. действия и музыки. Баш. О. как самостоятельный жанр формируется в 40-е гг. Но более ранние попытки предпринимаются в 1920-х гг. В 1930 в Казани и ...
Гербовые экслибрисы
В начале XVIII века на внутренней стороне переплёта владельцы библиотеки стали наклеивать бумажные гравированные ярлыки с изображением родовых гербов, вензелей, полного наименования своей фамилии, а позднее различные изображения. Такие яр ...
Навигация