Новобрачную "высаживал из саней опять жених. Она не выходила из саней сама. Приезжает, у крыльця высаживает." (Илеза, д. Грибовская).
Вводили молодых чаще всего через двор. Кое где говорили так: "Раньше двором вели, ну а потом уж через мост стали!". На мосту молодых шибают житом. "Ячменем, житом шибают. Жито - жизнь" (Озерки, д. Евсеевская).
Затем молодым (встречают их отец с матерью) дают караваи. Они кладут караваи на головы и так вносят в дом, а в доме кладут на полицу, над тем местом, где будут сидеть. Иногда надо было надкусить каравай, чаще - просто положить. На полицу ставили так же иконы молодых, те, которыми благословляли. Невесту за стол садят по левую руку от молодого. Перед молодыми ставят один прибор, один стакан, одну ложку, одну вилку. Молодой должен кормить жену.
И вот свекр "вскрывает" или "скрывает" молодую. Ухватывает шаль, поднимает и трижды посолонь обводит шалью вокруг склоненных друг к другу голов молодых. "Хвалите молодую!" - восклицает сватья. Позже молодая подарит свекру за "вскрышу" полотенце собственного рукоделия.
Никаких обрядовых песен, ни тем паче причетов за этим столом уже не было. Только пировали и веселились.
Когда отстолуют, молодая начинала раздавать дары. Затем, ей нужно было поклониться всем гостям, всей деревне, каждому в особину. "Гордую" невесту грозили тут в шутку посадить летом на "муравьице" (муравьиную кучу). Впрочем, поклоны эти, всей деревне, уже и выходили из обычая: "а потом не стали разрешать мужья в ноги кланятсе "моя жона, так и не дам!". Свекровь, в самом начале пира, еще до раздачи даров и поклонов разбивала тарелку на счастье.
Отпировав с гостями, семейники переходят в зимовку, и еще ужинают своей семьей. Затем молодых отводили спать. Молодым стелили в отдельной горнице, стелила свекровь или чаще золовка. Золовка, постелив, сама валилась на постель и не уходила, не получив подарка, обычно ленты или полотенца. Свекрови за постель молодая всегда дарила полотенце.
Оставшись с мужем, молодая снимала ему сапоги. В сапоге были, по обычаю, деньги для молодой. В Илезе даже объясняли, что она при этом еще должна была угадать, в каком сапоге деньги, и тот первый снять, не то деньги ей не доставались.
Утром свекровь приносила горшок воды умываться, впрочем, была примета, в первую ночь "не пакостить", иначе "овцы будут плохо водиться".
За бужение полагалось дарить еще одно полотенце - "горшецьник" (якобы, чтобы свекрови о горячий горшок рук не обжечь). Свекровь будила молодых, сдергивая с них скутку, и те должны были разом вскочить: по примете, "что бы чирьев не было" и чтобы молодая "не ленилась в работе".
Умывшись, молодые садились за стол, и вскоре собирались в гости к родителям молодой на хлибины.
Поплярное на сайте:
Обследование окрестностей Сочи
23 мая 1896 года была организована Черноморская губерния в составе Даховского, Туапсинского и Новороссийского округов с центром в последнем. Тогда же посад Даховский был переименован, предположительно от созвучного старого убыхского назва ...
Картины Леонардо да Винчи
“Дева и ребенок с младенцем Джоном “Мона Лиза” 1503 г. Баптистом и св. Анной “
“Голова молодой женщины" “Мадонна с младенцем”
“Тайная вечеря” 1495-1497 ...
Тенденции символизма в станковых работах. Московский период
Врубель пробовал свои силы в самых разнообразных жанрах и техниках – в монументально – декоративных панно, декоративной скульптуре, театрально – декорационной живописи, витраже, прикладном искусстве и даже в архитектуре. Он хотел быть ун ...
Навигация