За Палатой общин признано исключительное право осуществлять контроль над финансами. Правительство не имеет права расходовать государственные средства и вводить налоги без согласия парламента. Однако, право определять финансовую политику и распоряжаться государственными финансами в пределах средств, вотированных парламентом, принадлежит правительству. Ему же принадлежит инициатива в финансовых вопросах. Право внесения в Палату общин законодательного предложения о расходовании денежных средств и налогообложении принадлежит исключительно правительству.
Делегированное законодательство. Парламент — верховное законодательное учреждение, и ни один орган не может законодательствовать без его уполномочия. Парламент вправе передать кому угодно любые свои полномочия, в том числе, и законодательные, оставляя за собой лишь общий контроль за их осуществлением. Издаваемые правительством на основании законов постановления называются поэтому актами делегированного законодательства. Комитет по делегированному законодательству представляет палатам доклады о тех актах, которые считаются заслуживающими внимания.
Контроль над правительством — вторая главная функция Палаты общин.
Формы парламентского контроля – это вопросы депутатов министрам, предложения, специальные комитеты. Особое место в механизме парламентского контроля занимает финансовый контроль.
Вопросы — наиболее часто практикуемая форма парламентского контроля. Существуют устные и письменные вопросы. Для ответов министров на устные вопросы депутатов отводятся строго определенные часы и дни: ответами на вопросы открывается заседание; они заслушиваются ежедневно (кроме пятницы). На ответы отводится 1 час (он может быть продлен на 15 минут). Два раза в неделю (вторник и четверг) на вопросы в течение 15 минут отвечает премьер-министр, в остальные дни - другие министры. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах («Ханзарде»).
Порядок представления вопросов также строго регламентирован. Депутат, желающий задать вопрос, должен дать палате предварительное письменное уведомление. Если депутат желает получить письменный ответ, уведомление предоставляется за семь дней; устный - за два дня. Депутат не вправе требовать ответа на свой вопрос до истечения этих сроков. Без предварительного уведомления вопросы не допускаются.
Число вопросов, которые депутат может задать министру в течение одного заседания, ограничено двумя. При этом ему дается право задать дополнительный вопрос, имеющий отношение к основному. Ни один вопрос не может быть задан министру после истечения «часа вопросов», за исключением случаев, когда спикер признает, что вопрос имеет «неотложный характер общественного значения».
Министр может отказаться отвечать на вопрос. В этом случае вопрос может быть задан вторично лишь на новой сессии парламента.
Предложения (motions) — своеобразная форма парламентского контроля. По существу, это проект резолюции, в котором формулируется позиция по определенному вопросу. Обычно предложения вносятся оппозицией (с этой целью выделено 20 дней в сессию). Например, это может быть предложение о недоверии правительству, либо предложение, в котором выражается сожаление по поводу правительственной политики и предлагается принять иной курс действий.
Возможность проведения дебатов по политике правительства возникает также при обсуждении тронной речи королевы. По существу, это подготовленный правительством доклад, в котором оно представляет на рассмотрение палаты программу своей деятельности на текущий год. За представлением доклада следуют шестидневные дебаты. Любой депутат имеет право предложить поправку к тронной речи, в которой выражается пожелание Палаты общин к правительству. Обычно поправки к тронной речи вносятся депутатами оппозиции.
Поплярное на сайте:
Период Высокого Ренессанса
Этот отрезок времени представляет собой апогей эпохи Возрождения. Это был небольшой период, продожавшийся около 30 лет, но в количественном и качественном уровне, этот отрезок времени подобен векам. Искусство Высокого Возрождения является ...
Становление Британского парламента
Становление и развитее Британского парламента происходило в период с XII по XV век.
Немалое значение в этом длительном процессе сыграли традиции привлечения короной высшей знати к решению государственных дел, восходящие к зарождению мон ...
Эстетика и религия
Плеханов писал: «Религию можно определить как более или менее стройную систему представлений, настроений и действий. Представления образуют мифологический элемент религии; настроение отношения и области религиозного чувства, а действия к ...
Навигация