При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти. Две главные партии образуют официально признанные стороны в Палате общин - «правительственное большинство» и «официальную оппозицию Ее величества». Партия, победившая на выборах, располагает большинством (правительственное большинство) и в силу этого формирует правительство. Поэтому, как правило, правительство, располагает поддержкой большинства в Палате общин. Результатом усиления роли Правительства стало вытеснение классической модели парламентарного правления, названной «вестминстерской» (по месту расположения Парламента), новой моделью - «моделью Уайтхолла» (по месту расположения Правительства). Следовательно, лидер партии большинства становится премьер-министром.
Партия, вторая по количеству мест, становится официальной оппозицией, а ее лидер - Лидером оппозиции. Должность Лидера оппозиции получила законодательное закрепление в 1937 году, когда ему было назначено официальное жалованье. Для оппозиции характерно состояние готовности принять власть от правительственного большинства. Лидер оппозиции формирует из руководящих членов оппозиции «теневой кабинет» и назначает «теневых министров (министров-теней)».
Даже само расположение депутатов в Палате общин отражает ее разделение на правительственное большинство и партию официальной оппозиции. Справа от спикера расположены скамьи правительственного большинства; слева - оппозиции. Члены палаты - министры сидят на передних скамьях, а руководители оппозиции - напротив них. Соответственно их называют «переднескамеечниками», и «заднескамеечниками».
В Великобритании существует система парламентарного (ответственного) правления. Это значит, что правительство формируется из числа членов парламента, несет ответственность перед парламентом (в этом случае под парламентом понимается только Палата общин) и в случае вотума недоверия должно уйти в отставку. Так как правительство несет коллективную ответственность перед парламентом, вотум недоверия, вынесенный одному министру, обычно рассматривается как отказ в доверии правительству в целом.
В случае вотума недоверия, за которым должна последовать отставка, правительство имеет право распустить парламент и назначить новые выборы. Вотум недоверия, однако, в английской политической практике - явление, чрезвычайно редкое. В нынешнем веке имелось всего два таких случая и оба они касались необычной для парламента ситуации, когда правительство не имело большинства в палате и было образовано правительство меньшинства (это случилось в 1924 году и 1979 году).
Оппозиция часто вносит в Палату общин предложение о вотуме недоверия, но оно отклоняется партийным большинством, поддерживающим правительство.
Что касается формирования правительства, то Палата общин не принимает непосредственного участия в подборе кандидатур. Назначение и смещение министров - право премьер-министра. Премьер-министр подбирает членов правительства из числа руководителей партии большинства. Членами правительства должны быть депутаты Палаты общин или лорды. В основном это члены Палаты общин и лишь несколько - члены Палаты лордов. Премьер-министр не обязан представлять на одобрение Палаты общин список членов сформированного им правительства. Он не обязан также представлять на одобрение палаты решение о производимых им перестановках в правительстве.
Партийные фракции - базовые единицы в Палате общин. Они именуются парламентскими партиями. Термин «партия» означает, что фракции в Палате общин являются независимыми, автономными образованиями и не связаны в своей деятельности решениями и предписаниями партийных организаций вне парламента. Лидер партии является лидером парламентской фракции.
Почти в 90% случаев голосование проводится в соответствии с партийным делением палаты. В редких, заранее оговариваемых руководством фракций случаях в палате объявляется свободное голосование и депутаты голосуют по собственному усмотрению, вне зависимости от партийной принадлежности (по таким вопросам, как отмена смертной казни, разрешение или запрещение абортов и т.п.). Случается, что депутаты голосуют и против партийных установок. В парламентской практике это довольно частое явление. Но в принципе от члена фракции ждут, что он будет поддерживать партийную фракцию.
Поплярное на сайте:
Музейный менеджмент
Конец ХХ века ознаменовал рождение 3-ей Промышленной революции, так называемой информационной революции.
Развитие информационных технологий приводит к тому, что при сохранении темпов прироста информации резко увеличивается скорость п ...
«Коммерческий» музей Гуггенхайма
Для музея современного искусства, за неимением собственной «Джоконды» или чего-то столь же привлекательного для туристов, вариантом спасения от разорения может стать агрессивный маркетинг. Ярким примером такого развития можно назвать муз ...
30-е – роскошь и блеск
Великая депрессия, голодные дети бедствия миллионов сочетались с роскошью бомонда. Прекрасные дамы, живущие во дворцах и голодающие дети в трущобах, нищие у бального подъезда. Это, пожалуй, самая яркая картина 30-х.
Беднота носит мятые ш ...
Навигация