Народный костюм 18-19 вв.

Статьи по культурологии » Народный костюм 18-19 вв.

Страница 4

Кокошники изготовлялись обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Праздничные золотошвейные и жемчужные головные уборы стоили очень дорого. Так, Торопецкий головной убор в начале девятнадцатого века стоил от 2 до 7 тысяч рублей. Поэтому к ним, как впрочем и ко всему костюму относились очень бережно, передавая его из поколения в поколение.

Праздничные девичьи головные уборы конца XVIII – начала XIX веков представляли собой твердую (типа обруча) или мягкую широкую полоску, повязывающуюся на лоб и скрепляемую сзади лентами. Они были различных форм: ажурные, городчатые с зубцами, плоские и объемные.

«Венцы», «коруны», «почелки», как и кокошники щедро украшались жемчугом, самоцветами, перламутровыми плашками, золотым шитьем. Косу украшали лентами, а к концу прикрепляли «косник», обтянутый узорный тканью или золотым с жемчугом шитьем.

Дополнением к головным уборам были платки, существовало великое множество способов их ношения. Так называемая фата представляла собой вытянутый прямоугольник, обшитый полосой золотого галуна.

Для ансамбля середины XIX века более заметной становится рубаха. Именно к ней привлекается внимание, в неё вложен труд, вкус, изобретательность, художественный талант мастериц. Женскую рубаху шили из домотканного холста. Рубаху щедро украшали вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блесток и других материалов. Основная часть декора приходилась на рукава, но и другие части рубахи покрывались узором.

В мотивах северных вышивок наиболее часто встречаются изображения птиц, коня, дерева, женской фигуры.

Колористическое решение северных вышивок отличает особая приверженность к красному цвету, сочетание белого и красного - отличительная черта, как вышивок так и русской народной одежды в целом.

Во второй половине XIX века большое распространение в северных губерниях имели сарафаны из гладких красных и синих тканей - „кумашники ”, „китайки”. Гладкие сарафаны традиционного покроя украшали наподобие шелковых, узорными лентами и нарядными пуговицами, за некоторыми из них закрепились древние наименования. Например, „ферязь” – была известна Новгородской, Псковской, Тверской, Владимирской губерниях. В большинстве деревень ферязь была праздничной одеждой девушек и замужних женщин.

На рубеже веков бытовали две формы праздничного костюма – традиционный нарядный из домотканых материалов и костюма из фабричной ткани.

Страницы: 1 2 3 4 

Поплярное на сайте:

Идеи и новые законы экслибриса, как изобразительной графики
Экслибрис относится к жанру декоративно-прикладной графики. Поэтому все особенности его содержания и художественной формы следует рассматривать и оценивать именно с позиции единства и взаимопроникновения эстетического и утилитарного. Эст ...

Содержание искусства Древнего Египта: сюжетный круг, религия, культ, мифология, магия
В VIII тысячелетии до н.э. в северо-восточной Африке, в нижнем течении реки Нил, возникли первые египетские города: Мемфис, Иераконполь и др. Прошло несколько десятков веков, и к III тысячелетию до н.э., в результате объединения царств Ве ...

Тенденции символизма в станковых работах. Московский период
Врубель пробовал свои силы в самых разнообразных жанрах и техниках – в монументально – декоративных панно, декоративной скульптуре, театрально – декорационной живописи, витраже, прикладном искусстве и даже в архитектуре. Он хотел быть ун ...