Народный костюм 18-19 вв.

Статьи по культурологии » Народный костюм 18-19 вв.

Страница 3

Эта одежда была известна ещё в XVII - XVIII веках, её носили девушки и замужние женщины из боярских и купеческих семей. В XVIII – XIX веках она бытовала в основном в городской среде, у купцов, богатых мещан. В крестьянском костюме она встречалась сравнительно редко и имелась лишь в богатых семьях, живших в пригородных, торговых или ремесленных селах. В последней четверти XIX – начале XX века душегрейки стали использоваться только в качестве свадебной одежды. В Архангельской и Вологодской губерниях богатые невесты должны были сидеть на девичнике в сарафане и душегрейке. Душегрейка входила также в состав венчального костюма.

В холодную погоду на сарафан надевали душегрейку или другое её название шугай – верхняя и горничная женская одежда из парчи и шелка с подкладкой, часто на вате, кудели или заячьем меху. Верхняя одежда представляла собой распашную однобортную одежду с длинными рукавами, с цельными передними полами и спинкой, отрезанной по талии или в области лопаток. Подол на спине собран в плотные валики и сборки. Шугай обычно шился длиной до середины бедра. Однако были шугаи и длинной до колен. Шугай имел большой круглый воротник, застегивался на крючки или пуговицы. Он обычно украшался по воротнику, подолу, краю рукавов и пол позументом, бахромой, изредка вышивался шелком и шерстью.

Эту одежду носили поверх рубахи и сарафана как девушки, так и замужние женщины. В восемнадцатом – первой половине девятнадцатого века её носили по праздникам жены и дочери богатых купцов, мещан уездных городов и зажиточные крестьяне. В середине девятнадцатого века шугаи стали выходить из моды и постепенно превратились в свадебную одежду. В XIX веке шугаи бытовали на территории Архангельской, Вологодской, Новгородской, Псковской, Тверской, Костромской, Владимирской, Нижегородской и в других губерний.

Вышеописанный комплекс одежды с нарядной рубахой и шелковым или парчовым сарафаном, украшенным золотым галуном и узорными пуговицами, бытовал с XVIII до начала XX века в среде зажиточного крестьянства, в купеческой и мещанской среде.

К шелковым, парчовым и другим праздничным сарафанам в северных губерниях надевали головные уборы, украшенные шитьем речным жемчугом, рубленым перламутром, золотосеребряными нитями, металлическими блестками фольгой и другими материалами. Этими же материалами расшивали нагрудные украшения.

Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник – головной убор замужних женщин из шелка, атласа, бархата, парчи, позумента, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона. Очелья дополняли выплетенные жемчужными поднизями в виде сетки, овальных зубцов. Предназначался для больших праздников. Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. При этом главной их особенностью было то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. Кокошники являются прекрасными воплощениями народной фантазии и мастерства. Они всегда эффектно подчеркивают красоту русского северного праздничного костюма, и именно они полностью завершают его ансамбль.

По конструкции выделялись четыре вида кокошников.

1. Однорогий кокошник (в 3-ех вариантах) был распространен в Костромской, Владимирской, Нижегородской и в других губерниях.

2. Кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном, его носили в северо-западных губерниях Европейской России: Олонецкой, Тверской, Новгородской.

3. Кокошник с плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником, тот головной убор был распространен в Каргапольском уезде Олонецкой губернии.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Заключительные свадебные обряды. Хлибины
В гости к теще, на хлибины молодые отправлялись опять со всей мужнею родней. Молодые угощали гостей: "к теще с пирогами едут, и со всей родней. Вся родня молодой садится в сутки. И станут угощать жених с невестой. Они тут не сидят, у ...

Особенности культуры Древней Месопотамии
Вплоть до середины XIX в. культурная жизнь народов, некогда населявших эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем неизвестной человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских сказаний, равно как и описания древн ...

Первые поселения
7 июня 1837 года высаживается десант русских войск на мыс Адлер, где создается укрепление. Ему дали название “Святого духа”. 13 апреля 1838 года, эскадра русского Черноморского флота под командованием контр-адмирала Артюхова высадила в у ...