Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.
Одновременно для исследований 1980-1990-х годов характерны попытки связать проблемы музейной педагогики с теми глобальными изменениями, которые происходили в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объема зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, переставшего замечать то, что могло произвести впечатление на его родителей. Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, визуальной в своей основе, в связи с этими переменами. Поэтому центральным для музейной педагогики этого периода становится понятие музейной культуры посетителя, трактуемое как степень его подготовленности к восприятию предметной информации музея (осознание ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться в музейной среде). В широком смысле музейная культура - это наличие у человека музейного отношения к действительности, которое выражается в уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. Во-вторых, на развитие музейной педагогики влияние оказала теория диалогизма М.М. Бахтина, согласно которой, на смену старому типу монологической культуры идет новый диалогический. В этой социокультурной ситуации музей призван был стать местом культурно- исторического диалога, найти новые формы общения посетителя с культурными ценностями. В результате развития музейной педагогики обозначилась потребность в появлении особого типа музейного специалиста, способного, как подчеркивает З. Странский, освоить музейную реальность в ее педагогическом аспекте. Выступая в качестве своеобразного эксперта по посетителям, этот специалист - музейный педагог подключается к созданию экспозиций, разрабатывает и проводит в жизнь программы работы с посетителями, ищет новые формы и методы работы с детьми, осуществляет социально-психологические исследования аудитории.
Таким образом, основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:
1) Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
2) Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
Поплярное на сайте:
Прикладное искусство
Китайский народ, с его богатейшей фантазией, воспитанным тысячелетиями тонким художественным вкусом и вошедшим в историю виртуозным мастерством создал не протяжении времени множество известных всему миру изделий художественного ремесла. С ...
Ученичество
Искусство всецело овладело Врубелем уже в Академические годы. Прежний юноша, для развлечения почитывающий и порисовывающий, совершенно переменился: откуда взялась необыкновенная сосредоточенность на работе и равнодушие ко всему, что вне е ...
Французские комические оперы Глюка
Следующий важный период в творческой деятельности Глюка связан с работой в области французской комической оперы для французского театра в Вене, куда он приехал после ряда лет пребывания в разных странах. К этой работе Глюка привлек Джаком ...

Навигация