Китай в эпоху Лего и Чжаньго

Страница 1

История древнего Китая VIII – V вв. до н.э. известна как эпоха Лего (Отдельных государств). Период V – III вв. до н.э. в китайской историографии получил наименование Чжаньго (Сражающиеся царства).

В период Чжаньго в царстве Чу получила широкое развитие металлургия, именно здесь появилось первое оружие из железа. В Чу процветала торговля, это было единственное древнекитайское царство, в котором имела хождение золотая монета. Свежая информация авторские ножи ручной работы тут.

Царство Ци было известно своей выдающейся ролью в культурной жизни страны. Именно здесь в период правления циского царя Хуаньгуна (374 – 356 гг. до н.э.) было создано первое в истории Китая своеобразное высшее учебное заведение – академия Цзися. В ней работали и обучались представители различных философских и политических школ: конфуцианцы, даосы, натурфилософы и другие.

Царство Чжао находилось в постоянном контакте с кочевыми племенам. Чжаосцы научились у кочевников искусству верховой езды и одними из первых в Китае создали мобильные отряды конницы. Постоянные набеги кочевников тревожили чжаосцев, и они воздвигли длинный каменный вал вдоль всей северной границы.

В I тыс. до н.э. в Китае широкое распространение получило орошаемое земледелие. В бассейнах рек была проведена целая сеть каналов, что позволило включить в полеводство новые земли и повысить урожайность культур. Большую роль в подъеме сыграло открытие месторождений железа и меди. В этот период торговые связи уже не замыкались рамками отдельных царств, а выходили за их пределы. Сложились целые районы и крупные города, специализирующиеся на выпуске какой-либо одной продукции. Янчжоу и Цинчжоу славились своими шелковыми изделиями; в царстве Чу в местечке Юань изготавливали острые наконечники копий; в царстве Хань в Луньцзюаньшуе отливали особенно прочные мечи; Аньи являлось одним из основных поставщиков поваренной соли. Усилившееся развитие торговли способствовало быстрому росту городов. В эпоху Чжаньго возникло много новых городов и разрастались старые. Крепнувшие торговые связи вызвали развитие водного транспорта – одного из самых удобных и дешевых средств сообщения.

В VII - V вв. до н.э. на территории Китая функционировали бронзовые монеты трех видов (мечеобразная, в форме заступа и в виде раковины), в V – III вв. до н.э. все крупные царства, исключая Чу, переходят постепенно к выплавке одинаковых по форме круглых монет.

Изменения в экономической и политической жизни страны, сдвиги в общественной психологии различных социальных слоев, происходившие в VII – IV вв. до н.э. во всех китайских государствах, не могли не оказать определенное влияние на развитие общественно-политической и философской мысли. Представители всех основных философских школ – конфуцианцы, моисты, легисты, даосы, логики и натурфилософы – занимались проблемами управления государством. Именно идеологии конфуцианства и легиства оказали решающее влияние на формирование теории государства и права, теории, на основании которой строилась практика государственного управления страной вплоть до XX в.

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) принадлежит к числу выдающихся мыслителей древнего мира. Его учение изложено в трактате «Луньюй» («Рассуждения и беседы») и имеет этико-политический характер. Центральное место в концепции Конфуция занимает учение о человеколюбии – жэнь, а также о благородном человеке – цзюньцзы. Конфуций придавал очень большое значение этому высшему эталону человеческой добродетели. Благородный муж у Конфуция – образец поведения, человек, которому должны подражать все жители Поднебесной. Согласно этой концепции, каждый мог стать цзюньцзы, все зависело от самого человека. Главой государства мог быть только благородный муж.

Конфуцианское учение закрывало путь вверх незнатным общинникам, ремесленникам и торговцам, уготовив им судьбу вечных слуг правящей элиты. Для этого класса появилась другая философская школа основателем которой был Моцзы (около 479 – 381 гг. до н.э.), выражавшей в несколько своеобразной форме интересы бедных общинников, мелких торговцев и ремесленников. Моцзы впервые в истории китайской общественно-политической мысли создал утопию о будущем совершенном государстве и обществе, основанную на восьми основных принципах: общая любовь и взаимная выгода, против нападения, против судьбы, воля Неба, почитание мудрости, почитание единства, за бережливость и против музыки, награды и наказания.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Назначение пирамид
Царские усыпальницы - пирамиды, навсегда остались непревзойденными образцами монументального зодчества Изучение древнеегипетских текстов открывает тайну этих странных сооружений при жизни фараон, по верованию народа охранял своей магией г ...

Предприимчивый Бернини
«Будем надеяться, что этот юноша станет когда-нибудь великим Микеланджело своего времени» - пророчески возвестил папа Павел V, представляя юного Джанлоренцо кардиналу Маффео Барберини, будущему Урбану VIII. К этому заявлению стоит присл ...

Строительные приемы, тектоника
Деревянные перекрытия ранних базилик разрушались из-за частых пожаров, поэтому их замена сводчатыми конструкциями являлась одной из насущных задач совершенствования строительства. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции ...