Российский музей и интернет

Статьи по культурологии » Музей в хх веке » Российский музей и интернет

Страница 1

Советский музей был в некотором роде вещью в себе. Призванный проводить государственную идеологию, музей ориентировался не столько на показ и просветительскую деятельность, сколько на хранение, комплектование и изучение коллекций. По этой причине запасники советского музея по размерам и качеству не уступали основным коллекциям; по этой же причине наблюдалось зачастую пренебрежительное отношение смотрителей и персонала к посетителям и минимальное разнообразие экскурсионных программ. Это касалось даже знаменитых «экспортно-ориентированных» музеев.

Естественно, что музеи оказались совершенно не готовыми к рынку, тем более что зарождающейся в России рыночной экономике тоже было не до них. Единственным способом выжить виделось выбивание денег из властей, иностранных благотворителей или меценатство.

Но постепенно культура оказалась востребованной, более того - модной и престижной, оказалось, что за "культурный досуг" люди готовы пла­тить, и платить немало. Ну и, конеч­но, дети: выяснилось, что родителей не устраивает то, что их дети играют в компьютер и смотрят боевики, на­до бы их к искусству приобщить. Совпали основополагающая функ­ция музейного дела - культурное просветительство и интересы музей­ного бизнеса, которые требуют от­крытости, увлекательности, позна­вательности, то есть того же культур­ного просветительства.

Чтобы зарабатывать, надо что-то де­лать. Важнейшим ресурсом музеев является общественная значимость. Государственная помощь (не обязательно федеральных властей, но в первую очередь именно регио­нальных), спонсорская поддержка, гранты - основа финансирования му­зея. Но взаимовыгодное сотрудни­чество имеет куда больше шансов на успех. Эрмитаж по своему статусу получал бы ка­кие-то деньги, но Эрми­таж - центр культурной жизни города, участву­ющий в массе культур­ных программ, имеет куда больше возможностей их заработать.

Один москов­ский музей в течение нескольких лет ходил с протя­нутой рукой, а когда перестро­ил экспозицию, разрешил "тро­гать руками" и сидеть на некото­рых экспонатах (благо все равно обивка уже не аутентичная) - пош­ли посетители, нашлись спонсоры, посыпались гранты. Потому не причуда и не блажь - по­стеры и рекламные плакаты Эрмита­жа по всему городу и всякие акции. Как не причуда и не блажь специаль­ные шоу для детей, что устраивает Дарвиновский музей в Москве.

Музей должен быть общедоступен, и потому только может зарабатывать. Эта формула директора Метрополи­тен-музея 20-х годов актуальна и сей­час. Исходя из этой формулы, бес­платные дни (или дни оплаты по фор­муле "кто сколько может") - это не расточительство, а рациональный под­ход. Такие дни дают возможность по­сещать музеи студентам, детям необе­спеченных родителей, которые со­ставляют значительную часть аудитории. Это способ­ствует общественной значимости и да­ет возможность получать ресурсы го­сударственных и негосударственных фондов (часто они и даются под такие условия). Статистика нью-йоркских Музея современного искусства и Ме­трополитена показывает, что поступ­ления в кассу в дни "кто сколько мо­жет" часто немногим меньше обыч­ных. Кстати, специалисты из этих му­зеев уверяют, что "каждодневная" дифференциация оплаты или сниже­ние средней цены (как это распрост­ранено в большинстве наших музеев) куда менее эффективна.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Архитектура эпохи Возрождения
Филиппо Брунеллески (1337-1446) — один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Он открывает новую главу в истории архитектуры — формирование стиля Возрождения. Новаторская роль мастера была отмечена еще его современниками. Когда в 1 ...

Способы складывания салфеток
Салфетки бывают различной величины. К завтраку, обеду, ужину подают салфетки большого размера (35х35 см - 45х45 см), а к кофейному чайному столу - меньших размеров (25х25 см - 35х35 см). Такой же величины салфетки идут к десертному сто ...

Учение Фаворского о шрифтах
Фаворский так же разработал вопросы художественного шрифта, и в этом отношении его вклад очень ценен. Он увидел в знаках нашего алфавита художественные образные качества, которые выражают положение речевого аппарата, произносящего звуки, ...