Конец ХХ века ознаменовал рождение 3-ей Промышленной революции, так называемой информационной революции.
Развитие информационных технологий приводит к тому, что при сохранении темпов прироста информации резко увеличивается скорость передачи данных. Интернет и связанные с ним электронная почта, телеконференции, форумы и, наконец, информационное Web-пространство создают открытую распределенную одноуровневую информационно-коммуникационную среду. Эта среда порождает принципиально новую структуру информации и, соответственно, управления ею.
В основе информационного менеджмента лежат управление информацией и управление с помощью информации. Под управлением информацией подразумевается формирование и организацию информационного пространства, а под управлением с помощью информации - использование этого пространства как побуждающего к действию поля.
В XX веке сформировалось большинство современных музеев Старого Света. Распространение информации должно было идти через музейного работника к посетителю, даже если мотивы посещения им музея были иными.
Во второй половине прошлого века, с повышением открытости общества, начал слабеть государственный заказ. Музеи получили большую свободу в выборе типа деятельности, но и потеряли государственное финансирование. Кроме того, выяснилось, что постепенно сменилась мотивация посещения музея: большинство людей приходят сюда не получать знания, а проводить свой досуг. В результате сменилась хранительско-ценностная парадигма музейной работы, произошла революция менеджеров культуры. Музеи, избравшие путь целевого использования своего потенциала, начали коммерциализироваться.
Появились такие понятия, как музейный менеджмент и некоммерческий маркетинг. Первым актом информационной революции можно считать именно революцию менеджеров культуры. Ведь именно менеджеры культуры изначально работали с информационным потенциалом и информационными ресурсами - то есть управляли информацией. Вообще, если революция менеджеров явилась результатом того, что в марксизме зовется процессом первоначального накопления капитала, то информационная революция, соответственно, - результатом процесса первоначального накопления информации. А шел этот процесс в первую очередь там, где ее, в невостребованном еще виде, хранилось больше всего - в библиотеках, архивах, музеях.
Иными словами, в среде, которую принято называть гуманитарной интеллигенцией. Еще в 1996 году, когда в русскоязычном интернет-пространстве
не было сколько-нибудь серьезных коммерческих каталогов и справочных систем, возник сервер "Музеи России" (www.museum.ru), который представлял обширнейшую справочную информацию о большинстве отечественных музеев .
Сегодня культура в целом и музеи в частности упустили инициативу.
Ее перехватили молодые, не обремененные старым бюрократическим опытом и хранительским (ценностным) подходом коммерческие структуры. Но здесь надо иметь в виду, что культурный информационный ресурс принципиально отличается от индустриального. Это отличие состоит в абсолютной неисчерпаемости и саморасширяемости (синергетичности) культурных информационных ресурсов. На Западе это давно поняли. Недаром сегодня культурный туризм (неотъемлемой частью которого являются музеи) является второй по доходности и первой по уровню инвестиций отраслью экономики. Конкретный пример этого - Шотландия: страна, обладающая крайне скудными природными ресурсами, живет припеваючи за счет своих музеев .
Многие беды отечественных учреждений культуры происходят от того, что, освоив управление информацией, они не научились управлять с помощью информации, то есть не в полной мере освоили информационный менеджмент. Причины тому - висящие на ногах гири старых административно-командных методов управления и сохраняющийся ценностный подход к своим сокровищам, то есть непонимание (а иногда и нежелание понять) собственно менеджмента. С помощью новых технологий сегодня можно сформировать развитую информационно-коммуникационную структуру, которая включает в себя не только компьютеризацию и информатизацию музея, но и систему постоянно действующих коммуникативных связей и информационного обмена. Необходимо отметить, что использование компьютерных технологий делает гораздо более сложной систему дозирования и блокирования информационных потоков, свойственную для вертикально ориентированных пирамидальных административных структур. Это дает возможность создания постоянного открытого доступа всех сотрудников к культурному потенциалу музея и участия их в формировании его информационных ресурсов. Кроме того, появляется система эффективных горизонтальных связей всех сотрудников и оценки вклада каждого в общий поступательный процесс развития музея.
Поплярное на сайте:
Происхождение Древнегреческого театра
Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомило ...
Сады Семирамиды
Греческие и римские писатели рассказывают, что сады были построены около 600 г. до н.э. по приказу Навуходоносора II, повелителя Вавилона. Этот город лежал на берегах реки Евфрат, к югу от сегодняшнего Багдада, столицы Ирака. Легенда пов ...
Приоритеты искусства Древнего Египта
Исключительное значение архитектуры в сравнении с другими видами изобразительного искусства. В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Замечательно по этому поводу высказывание В.В. Павлова, сто ...
Навигация